Вынесу коммент сюда. Может, и здесь пообсуждаем. Тема интересная.
"Я против
Один из самых веских доводов противников смертной казни из числа специалистов (к которым я не отношусь) заключается в следующем: преступник, зная, что его может ожидать смертная казнь за преступление будет стараться не оставлять в живых жертву и/или свидетеля. Соответственно, наказание в виде смертной казни спровоцирует большую жестокость преступников. Также весомый довод "против" - возможность судебной ошибки. Особенно в таком обществе, как наше, когда "прав тот, у кого больше прав".
Впрочем, в определённых случаях можно, имея официальный запрет на смертную казнь, случайно убить особо жуткого бандюгу при задержании. Но каков может быть механизм принятия решения? Вот это вопрос...
Долгие сроки и пожизненное заключение, мне кажется, оченно достаточное наказание. При единственном условии - таковой заключённый должен сам зарабатывать себе на пропитание и проживание. Не хочешь работать - не работай. Только вот где еду брать будешь? За исключением чисто психиатрических вариантов, думаю, что пара десятков лет такой "честной жизни" способна исправить оступившегося.
Но самое главное: смертную казнь (как, в определённом смысле, и любое другое наказание) можно рассматривать в том числе и как слабость, а не как силу общества и власти. Любое преступление помимо собственно криминальной составляющей имеет составляющую социально-экономическую.
Очень ёмко об этом говорит Мор в "Утопии":
По счастливой случайности я присутствовал однажды за его столом; тут же
был один мирянин, знаток ваших законов. Не знаю, по какому поводу он нашел
удобный случай для обстоятельной похвалы тому суровому правосудию, которое
применялось в то время по отношению к ворам; их, как он рассказывал, вешали
иногда по двадцати на одной виселице. Тем более удивительным, по его словам,
выходило то, что, хотя незначительное меньшинство ускользало от казни, в
силу какогото злого рока, многие все же повсюду занимались разбоями. Тогда
я, рискнув говорить свободно в присутствии кардинала, заявил:
"Ничего тут нет удивительного. Такое наказание воров заходит за границы
справедливости и вредно для блага государства. Действительно, простая кража
не такой огромный проступок, чтобы за него рубить голову, а с другой
стороны, ни одно наказание не является настолько сильным, чтобы удержать от
разбоев тех, у кого нет никакого другого способа снискать пропитание. В этом
отношении вы, как и значительная часть людей на свете, по-видимому,
подражаете плохим педагогам, которые охотнее бьют учеников, чем их учат. В
самом деле, вору назначают тяжкие и жестокие муки, тогда как гораздо скорее
следовало бы позаботиться о каких-либо средствах к жизни, чтобы никому не
предстояло столь жестокой необходимости сперва воровать, а потом погибать".
Так и нам. Прежде, чем решать, какого наказания достоин человек, нужно придумать механизм, который бы позволял любому человеку существовать без нарушения закона."