nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Как писать чиновнику. Образец

Одна из моих заветных мечт — чтобы правила, нормы и обороты бюрократического языка вернулись лет на сто назад. Чтобы если уж чиновник не может написать ничего умного, так уж чтобы читать было не противно. Документы начала прошлого века и ранее - не только более умны, чем нынешний продукт бюрократической промышленности, но и крайне приятны для глаза и уха. В качестве примера того, как нужно составлять казённы бумаги, привожу документ 1906 года
На Министерство путей сообщения законом возложены двоякого рода обязанности 1) заботы о содержании и благоустройстве всех находящихся в Империи путей сообщения (за исключением тех, которые, в силу общих положений, изъяты из его ведения) и 2) устройство и оборудование новых железных дорог и водяных и шоссейных путей сообщения. Выполнение этих обязанностей в соответствии с размерами и интенсивностью потребностей населения в перевозках и степенью развития техники составляет задачу министерства, и успешное решение этой задачи составляет сущность деятельности всех органов eго. Поэтому программа деятельности Министерства путей сообщения должна содержать в себе указания на то, как в ближайшее время предполагается решать эту задачу и что предполагается предпринять для удовлетворения требований, предъявленных к путям сообщения развившейся экономической и культурной жизнью страны.
Далее, сообразно с двоякого рода обязанностями, возложенными на Министерство путей сообщения, и программа его деятельности, естественно, должна, во-первых, наметить предполагаемые мероприятия в области эксплуатации существующих ныне путей сообщения, и во-вторых, указать предполагаемые работы в области сооружения и устройства новых путей сообщения. Наконец, в зависимости от круга дел, подлежащих ведению министерства, все намеченные мероприятия и предположения должны быть разбиты на две категории: 1) на мероприятия и предположения в области железнодорожного дела и 2) на мероприятия и предположения в области внутренних водных путей и шоссейных дорог.
По указанному плану и составлена помещенная ниже программа деятельности Министерства путей сообщения, причем в ней перечислены не все те мероприятия и предположения, которые желательно осуществить в ближайшее время, а лишь те, которые должны получить одобрение или утверждение новых законодательных учреждений Империи.
I. Законопроекты и предположения в области железнодорожного дела.
1) Реорганизация центральных и местных железнодорожных установлений Министерства путей сообщения.
Наиболее существенным из разрабатываемых в Министерстве путей сообщения предположений является вопрос о реорганизации центральных и местных железнодорожных установлений и об издании нового по этому вопросу закона взамен ныне действующего временного Учреждения Министерства путей сообщения, утвержденного 3 мая 1899 года.
Шестилетний опыт применения этого временного учреждения в отношении заведования эксплуатацией и постройкой железных дорог указал на необходимость коренного пересмотра его и выработки новых проектов законоположений о железнодорожных установлениях.
Руководящим принципом в производимой министерством в этом направлении реорганизационной работе признано положение, что непосредственное управление железнодорожной сетью должно быть предоставлено местным учреждениям с соответственным, в зависимости от этого, расширением их компетенции, в центральном же органе должно быть сосредоточено лишь общее руководство деятельностью местных учреждений и высший надзор за ними, а равно разрешение дел, касающихся нескольких линий или всей сети дорог, дел отдельных дорог, выходящих за пределы полномочий местных органов, и дел частных железных дорог в пределах их уставов и особых по сему предмету узаконений и распоряжений правительства. Вместе с тем, Министерством путей сообщения признано необходимым предоставить местным железнодорожным органам возможность живого и ближайшего общения с заинтересованными группами населения путем образования при этих органах особых учреждений, в составе коих были бы привлекаемы в подлежащих случаях, как, напр., при обсуждении вопросов об усилении дороги, проведении подъездных путей, об увеличении станционных и пристанных устройств и т.п., представители от порайонных съездов, от биржевых комитетов, от съездов горнопромышленников и от земских и городских учреждений.
Разрабатываемый ныне в Министерстве путей сообщения на изложенных выше главнейших основаниях проект законоположения о местных железнодорожных установлениях находится в ближайшей и непосредственной зависимости от составленного уже проекта положения о порядке и условиях производства заготовлений и работ по ведомству путей сообщения. Равным образом означенный проект поставлен в теснейшую связь и с намеченным Министерством путей сообщения предположением об изменении формы участия Государственного контроля в надзоре над оборотами по сооружению и эксплуатации железных дорог. Исходя из соображений о необходимости сохранения в полной мере фактической ревизии и ревизии последующей, Министерство путей сообщения составляет указанный проект в предположении упразднения ныне применяемого на железных дорогах так называемого предварительного контроля, необходимость какового упразднения вызывается выяснившимися на практике отрицательными сторонами этой формы ревизии. Главнейшие из этих отрицательных сторон состоят в умалении фактической ответственности распорядителей кредитов за правильность и хозяйственность производимых ими операций, вследствие разделения этой ответственности с контролирующими лицами и учреждениями. Наряду с этим предварительный контроль является несомненным фактором, влияющим на замедление в производстве уплат и расчетов с лицами, ведущими дело с казной, причем задержка эта естественно не может не отразиться на повышении заявляемых контрагентами цен и на сокращении числа лиц, желающих вступать в обязательства с казной.
Разрабатывая проект законоположения о местных железнодорожных установлениях, Министерство путей сообщения вместе с тем в видах, с одной стороны, усиления децентрализации управления железнодорожной сетью и предоставления в связи с этим больших полномочий местным учреждениям и, с другой стороны, в целях некоторого сокращения расходов по заведованию сетью, сочло также необходимым поставить на очередь и вопрос о более рациональном и целесообразном распределении рельсовой сети между отдельными управлениями. Признавая наиболее соответственным сосредоточение при известных условиях в одном заведовании значительной сети дорог, за каковой способ заведования говорит целый ряд соображений хозяйственных, технических, административных и коммерческих, а также опыт как в России, так и в некоторых западноевропейских государствах, Министерство путей сообщения наметило распределение эксплуатируемых казенных железнодорожных линий на более однообразные группы сравнительно с существующей их группировкой, имеющей характер некоторой случайности, явившейся как следствие постепенного и не всегда планомерного перехода в казенное управление целого ряда отдельных дорог. Осуществление проектируемой в этом направлении меры вызовет, с одной стороны, упразднение некоторых железнодорожных управлений, и, вместе с тем, с другой стороны, естественно, повлечет за собой и некоторое развитие и самой организации местных, по заведованию казенной сетью, учреждений, в зависимости от увеличения протяжения управляемых их распоряжением линий, благодаря чему и может быть в должной степени расширена их компетенция в отношении разрешения собственной властью, без сношений с центральным органом министерства, значительного числа вопросов.
Вместе с разработкой проекта законоположения о местных железнодорожных установлениях в Министерстве путей сообщения приступлено также и к составлению законопроекта о центральном учреждении по заведованию со стороны названного министерства, как эксплуатацией, так и сооружением железнодорожных линий. Законопроект этот, ввиду предположенного, как сказано выше, осуществления принципа возможной децентрализации управления рельсовой сетью и связанного с этим предположением значительного расширения компетенции местных, по заведованию эксплуатацией и постройкой железнодорожных органов, предусматривает соединение существующих ныне отдельных управлений — Управления железных дорог и Управления по сооружению железных дорог. Такое соединение этих двух самостоятельных управлений признается вполне целесообразным и необходимым, ввиду выяснившихся на практике значительных неудобств обособленного и самостоятельного существования двух означенных управлений.
В образуемое таким путем, новое учреждение по заведованию железнодорожным делом предположено включить, как составные части, существующий ныне в виде особого самостоятельного органа, отдел по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения, а также и находящийся ныне при канцелярии министра отдел по отчуждению имуществ.
В зависимости от этих предположений представляется необходимым вновь создаваемое учреждение по центральному, со стороны Министерства путей сообщения, заведованию железнодорожным делом организовать по схеме главных управлений с подразделением его на несколько отделов.
Вырабатываемый на указанных основаниях законопроект о Главном управлении железных дорог предположено составить и сообщить на заключение подлежащих ведомств одновременно с проектом законоположения о местных железнодорожных установлениях, для дальнейшего направления на рассмотрение Государственной думы.
2) Положение о казенных заготовлениях и работах.
[…]
Ведомство путей сообщения издавна испытывало в этом отношении весьма серьезные затруднения, будучи обязано руководствоваться в своих заготовлениях и работах ныне действующим устарелым законодательством о подрядах и поставках для надобностей казны. Затруднения эти особенно увеличились с быстрым расширением казенного железнодорожного хозяйства, требующего для правильного и успешного ведения иных форм и условий, непредвиденных положением о казенных подрядах и поставках. С самого начала сооружения и эксплуатации железных дорог распоряжением казны обнаружилась настоятельная потребность в целом ряде существенных отступлений от общих порядков при заключении и исполнении договоров на подряды и поставки для казенных железных дорог, — отступлений, необходимость коих была признана всеми заинтересованными ведомствами и узаконена высочайшей властью в отдельных узаконениях, касающихся постройки и эксплуатации казенных железных дорог.
Вследствие сего в 1903 году был составлен проект положения о заготовлениях и работах по всему ведомству путей сообщения, так как признано было неудобным иметь для учреждений одного ведомства два закона— один для казенного железнодорожного хозяйства, а другой — для остальных установлений ведомства путей сообщения, тем более, что операции по сооружению и эксплуатации казенных железных дорог представляют наиболее крупную, по сумме расходуемых казной денег, часть всех хозяйственных операций ведомства, и, следовательно, законоположения, согласованные с потребностями более обширного и сложного железнодорожного хозяйства, не могут не удовлетворить надобностей других, менее сложных и значительно меньших по размеру, хозяйственных операций того же ведомства.
Проектируемое «Положение о казенных заготовлениях и работах по ведомству путей сообщения» в главных своих основаниях предполагает лишь узаконить существующий уже в казенных железных дорогах порядок, согласованный всеми заинтересованными ведомствами и признанный соответствующим интересам казны. 25-летняя практика казенного железнодорожного хозяйства наглядно доказала полную целесообразность допущенного впервые в 1881 г. выделения хозяйственных операций казны по сооружению и эксплуатации железных дорог в особую отрасль казенного хозяйства, требующую, по самому своему существу, форм и условий ее ведения, в значительной мере отличающихся от форм и условий, установленных для производства других хозяйственных операций казны.
В узкие и устаревшие рамки действующего «Положения о казенных подрядах и поставках» не вмещалось сложное и обширное хозяйство казенных железных дорог. Точное применение постановлений этого положения к работам и заготовлениям на железных дорогах привело бы в значительном большинстве случаев не к обеспечению, а к явному нарушению действительных интересов казны, при полном соблюдении всех формальных гарантий, коими ограждаются сии интересы в других хозяйственных операциях.
По согласовании выработанного уже проекта положения с замечаниями по оному надлежащих ведомств, таковой мог бы быть направлен одновременно с прочими проектами узаконений по железнодорожному делу, и притом в ближайший срок, к утверждению в законодательном порядке.
3) Мероприятия по усилению казенных железных дорог.
Одновременно с этим в Министерстве путей сообщения разрабатываются предположения, подлежащие внесению на утверждение в законодательном порядке, относительно усиления пропускной и провозной способностей нашей рельсовой сети.
Значительная в течение последних лет постройка новых железных дорог — ив особенности Сибирской магистрали, — отвлекая для этой цели весьма крупные средства государственного казначейства, не давала возможности усиливать существующие дороги соответственно с теми требованиями, которые, с одной стороны, к ним предъявляла ежегодно развивавшаяся экономическая и торгово-промышленная жизнь государства и которые, с другой стороны, вызывались примыканием вновь открываемых дорог к дорогам уже существующим. Независимо от этого, те работы по усилению дорог, которые производились на сметные ассигнования каждой из них, исполнялись без надлежащего общего плана. В результате подобного положения вещей явилась недостаточная оборудованность и, главным образом, несогласованность пропускной и провозной способности нашей рельсовой сети по главным, в настоящее время с достаточной определенностью выяснившимся, направлениям грузовых перевозок.
Вследствие сего в Министерстве путей сообщения разработан вопрос о постепенном — в зависимости от ассигнуемых средств — планомерном усилении пропускной и провозной способности нашей рельсовой сети и, согласно полученным данным, в Государственную думу будут внесены:
I. Соображения о потребности сети в увеличении подвижного состава, рассчитанной на средний прирост движения с таким расчетом, чтобы к июлю месяцу каждого года сеть была обслужена тем количеством инвентаря, какое нужно для данного года.
II. Соображения о суммах потребных: а) на окончание вторых путей, постройка которых уже начата и на устройство и окончание вторых путей, намеченных в совещаниях, состоявшихся по сему предмету в Министерстве путей сообщения при участии представителей заинтересованных ведомств и б) на постройку вторых путей, которые были признаны нужными в упомянутых совещаниях, но окончательное заключение по коим было отложено до нового рассмотрения. При этом оба означенные перечня вторых путей будут вновь пересмотрены и дополнены.
III. Соображения о суммах, потребных на развитие мастерских, усиление водоснабжения, развитие станционных путей, переустройство узлов, устройство добавочных разъездов, увеличение товарных помещений, увеличение служебных помещений изменение профилей и т.п.
Все указанные соображения об усилении дорог сети будут составлены с расчетом удовлетворения потребности дорог на предстоящее пятилетие (1907—1911 гг.), выведенным на основании данных о приросте движения за последние пять лет.
4) Изменения в Общем уставе российских железных дорог.
В числе предположений Министерства путей сообщения, требующих законодательного утверждения, находятся вопросы об изменении многих статей Общего устава российских железных дорог. Полный пересмотр этого основного закона в области эксплуатации железных дорог, изданного в 1855 году и в настоящее время уже не вполне отвечающего требованиям жизни, представляется тем не менее невозможным, так как для сего потребовались бы громадные подготовительные работы и учреждение особой значительной и, следовательно, дорогостоящей организации. Поэтому Министерство путей сообщения признает более целесообразным произвести пересмотр устава постепенно, ограничиваясь частичными изменениями его по тем статьям, которые вследствие изменившихся условий торговли и промышленности, являются уже совершенно несоответствующими экономическим потребностям страны и которые, согласно указаниям практики, наиболее нуждаются в изменении.
[…]
Наряду с вышеизложенными вопросами, касающимися изменений в организации учреждений ведомства, в порядке их действий, а также относящихся к усилению технического оборудования нашей рельсовой сети, в Министерстве путей сообщения за последнее время было обращено особое внимание на вопросы личного состава.
Личный состав служащих на железных дорогах является основой безопасности и правильности совершающегося по ним движения. Поэтому забота о создании хорошо обученного, дисциплинированного и преданного делу железнодорожного персонала должна быть почитаема первейшей заботой Министерства путей сообщения, и меры, направленные к этой цели, должны быть признаны неотложными. Среди таких органических мер первое место принадлежит законодательному регулированию положения служащих на железных дорогах.
До настоящего времени материальное, а в особенности служебное, положение этих тружеников железнодорожного дела являлось совершенно необеспеченным и зависело, главным образом, от усмотрения ближайшего их начальства /Подобное отсутствие законодательных норм, определяющих их права и обязанности, не могло не влиять с одной стороны — на подбор лиц, желающих при подобного рода неопределенных условиях посвящать свои силы трудному и ответственному железнодорожному делу, а с другой — внедряло в среду железнодорожных служащих постоянное глухое чувство нравственного неудовлетворения. Таким недостаточным вниманием к этой стороне железнодорожного дела в значительной степени объясняются печальные явления, происходившие на нашей рельсовой сети в минувшем году. Тогда же Министерством путей сообщения совершенно категорически была высказана мысль о необходимости издания в возможно непродолжительном времени Положения о железнодорожных служащих, которое ставило бы всю их деятельность на прочное основание закона Проект такого положения разработан и подлежит представлению на законодательное утверждение Государственной думы. В существенных чертах содержание его сводится к следующему.
Положение о железнодорожных служащих обнимает собой условия для поступления на службу, порядок определения, перемещения и увольнения, а также общие обязанности и права служащих.
Согласно проекту, действие положения распространяется на всех служащих в местных управлениях казенных железных дорог, в правлениях и управлениях частных железных дорог и на линиях казенных и частных железных дорог, за исключением лиц, занимающих должности по выборам в частных железнодорожных обществах, мастеровых и рабочих железнодорожных мастерских и депо, а также поденных мастеровых и рабочих прочих служб на станциях и на линии и, наконец, служащих и рабочих от подрядчиков, артелей и товариществ. Все служащие разделяются: на временных — прослуживших менее двух лет, — и на постоянных. Независимо от этого, все служащие на железных дорогах разделяются на четыре разряда, соответственно кругу их обязанностей, причем для каждого из этих разрядов существует отдельный порядок назначения, увольнения и ответственности по дисциплинарным правилам. Затем в положении указаны обязанности служащих по отношению к начальствующим лицам, к пассажирам и товароотправителям и во взаимных между собой отношениях, причем нормы их работы и отдыха определяются согласно Положению о продолжительности службы и отдыха служащих на железных дорогах. Далее, в отделе о правах служащих подробно перечислены различные виды содержания, которое они получают, предусмотрены случаи определения размера содержания при перемещениях, установлены принципиальные основания для выдачи разъездных, поверстных, командировочных денег, а также подъемных и всякого рода пособий; установлены права служащих на квартиру натурой или на получение квартирных денег, а также на обмундирование. Вместе с тем положением определены права их на получение отпусков, права их на льготный проезд и на получение, в известных случаях, вознаграждения за сверхурочные работы. В этом отделе, между прочими постановлениями, впервые предположено ввести периодические прибавки для лиц, получающих менее 1800 руб. содержания в год и беспорочно прослуживших в данной должности на одной и той же дороге и на одном и том же окладе 5 лет и, притом, по таким лишь должностям, где по штатному расписанию назначен один определенный оклад содержания. Прибавки эти, за каждое пятилетие, предположены в размере 10% основного содержания служащего, и максимальный предел их за время всей службы в той же должности не должен превышать 40% основного содержания.
Последняя группа мероприятий имеет в виду особыми поощрениями старослужащих увеличить устойчивость службы железнодорожных агентов, открывая им возможность, при надлежащем исполнении своих служебных обязанностей, улучшать свое материальное положение, оставаясь на одном и том же месте.
Вопрос этот имеет весьма существенное практическое значение, так как в железнодорожном деле особенно ценны приспособленность данного лица к определенному порученному ему делу и те познания, которые приобретаются им путем многолетнего личного опыта. Поэтому установление периодических прибавок даст возможность сохранить опытных, особенно ценных для дела, старослужащих при исполнении обязанностей, издавна им знакомых, и в то же время давать им надлежащее служебное поощрение. С той же целью создания прочного кадра железнодорожных служащих, привыкших к данной дороге и освоившихся с ее особенностями, в положении установлено правило, что открывшиеся вакансии должны замещаться состоящими на службе дороги лицами, для которых занятие этих должностей является повышением. Таким образом, замещение вакансий посторонними кандидатами, вызвавшее в последнее время столько нареканий, может практиковаться только в исключительных случаях и лишь при отсутствии соответствующих кандидатов среди коренных служащих дороги.
Наконец, независимо от перечисленных выше общих предположений, в Положении о служащих предвидена возможность предоставления известных полицейских прав служащим, причастным к правильности и безопасности движения, а равно имеющим соприкосновение с публикой, для облегчения им исполнения служебных их обязанностей и для поднятия нравственного их авторитета среди местного населения, к которому должны они предъявлять требования, вытекающие из условий правильности и безопасности движения
Подробные основания для предоставления определенным категориям железнодорожных служащих некоторых полицейских прав определены в особом законопроекте, который разработан Министерством путей сообщения для внесения в Государственную думу одновременно с законопроектом положения о железнодорожных служащих
6) Изменения Пенсионного устава.
Наряду с проектом Положения о служащих, Министерством путей сообщения выработаны предположения об изменении действующих ныне на железных дорогах Уставов пенсионных и сберегательно-вспомогательных касс.
Вопрос этот также имеет весьма существенное значение, так как уверенность в обеспечении личном в случае утраты трудоспособности или в обеспечении семьи в случае утраты трудоспособности, или в обеспечении семьи с случае смерти является для каждого одним из наиболее важных вопросов при поступлении его на железнодорожную службу. Вследствие сего, независимо от внесенных уже с одобрения Государственного совета в действующие уставы касс для железнодорожных служащих некоторых временных изменений и дополнений, соответствовавших пожеланиям служащих, но не требовавших дополнительных ассигнований кассам сумм из средств казны, предположено подвергнуть коренному пересмотру действующие Положения о пенсионных и сберегательно-вспомогательных кассах для служащих, как на казенных, так и на частных железных дорогах, в видах улучшения того слишком незначительного обеспечения, которое эти кассы предоставляют служащим при оставлении ими службы, а равно семействам умерших служащих. С этой целью представляется необходимым увеличить отчисления, производимые ныне в пользу этих касс казной и частными железнодорожными обществами, применительно к тем нормам, какие приняты для аналогичных касс на иностранных железных дорогах, а также к размеру пособия, отпускаемого ныне некоторым из действующих в России пенсионных касс, каковы, напр., кассы для земских служащих и касса для народных учителей и учительниц.
Как было выше указано, Министерство путей сообщения, считая вопрос о личном составе служащих на железных дорогах в настоящее время заслуживающим особого внимания, придает существенное значение скорейшему введению в жизнь проектированного Положения о служащих и изменений в уставах касс.
7) Улучшения условий труда и быта мастеровых и рабочих.
Независимо от вопросов о Пенсионной кассе, Министерством путей сообщения был введен временно ряд мер по улучшению условий труда и быта мастеровых и рабочих в железнодорожных мастерских и депо с тем, чтобы по выяснении на практике результатов этих мероприятий соответствующие представления были внесены затем на законодательное утверждение через Государственную думу.
К этой области законодательного утверждения мероприятий по улучшению быта мастеровых и рабочих относится учреждение особой вспомогательно-сберегательной кассы для мастеровых и рабочих, и с этой целью внесен в смету расходов казенных железных дорог условный кредит в 1 600 000 рублей.
8) Предположения в области железнодорожного строительства.
[…]
Вместе с тем, на обсуждение новых законодательных установлений будет внесен вопрос о постройке второй колеи на Сибирской железной дороге, имеющий первостепенное стратегическое и культурное значение.
II. Законопроекты и предположения в области внутренних водяных путей и шоссейных дорог.
Переходя к вопросам, касающимся внутренних водных путей, необходимо прежде всего отметить, что, вследствие усиленного железнодорожного строительства и развития существующих рельсовых путей в течение последнего времени, отпускались лишь незначительные ассигнования на улучшение водных путей сообщения. Между тем по обилию водных путей Россия является одной из наиболее богато одаренных от природы стран; с другой стороны, по условиям экономической жизни, у нас существует громадное количество дешевых и громоздких грузов, которые могли бы с величайшим успехом пользоваться естественными путями сообщения при надлежащем их улучшении и оборудовании. Поэтому в настоящее время Министерство путей сообщения считает необходимым обратить свое особое внимание на развитие и улучшение водных путей сообщения. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что постановления Устава путей сообщения и прочие правила Свода законов, относящихся до водных и шоссейных сообщений, являются в значительной степени устаревшими. Большинство из этих постановлений относятся к началу или середине прошлого столетия, когда они отвечали существовавшим в то время условиям жизни и состоянию техники.
С тех пор, несмотря на осуществившиеся широкие преобразования внутреннего быта государства и на огромный прогресс техники, законодательство в течение последних шестидесяти лет по пересмотру Устава путей сообщения и связанных с ним вопросов в отношении водяных и шоссейных сообщений не двинулось вперед. Таким образом, коренные законодательные реформы в этой области являются существенно необходимыми.
[…]
Предположено видоизменить существующее разделение Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог на отделы и части, в целях большей специализации отдельных частей управления. Вместе с тем намечено изъятие из ведения управления части дел, преимущественно хозяйственно-распорядительных, с передачей их, в видах большей децентрализации, на места.
В отношении местных административных учреждений предположено: а) привлечение к широкому участию в деятельности местных установлений общественного элемента в лице заинтересованных общественных групп, судопромышленности, биржевых комитетов и проч., а равно периодическое рассмотрение местных вопросов на созываемых с этой целью порайонных съездах, б) видоизменение границ округов применительно к главнейшим водным системам, в) усиление полномочий местных учреждений в области хозяйственно-распорядительной и изменение условий технического надзора, г) для некоторых округов с обширной территорией и сложной деятельностью — установление более мелких административных подразделений с полномочиями по хозяйственной, технической и административной частям и д) улучшение условий службы и материального положения служащих совершенно не соответствующего настоящим условиям жизни.
3) Положение о речных комитетах.
На этом же принципе возможно широкого привлечения общественных сил к участию в деле заведования водными путями основан выработанный Министерством путей сообщения законопроект о речных комитетах. Согласно сему проекту, речные комитеты учреждаются, по желанию заинтересованных установлений или лиц, на внутренних водных путях для улучшения местных условий пользования сими путями и их принадлежностями. Из ведения комитетов изъемлется деятельность, касающаяся объединения мероприятий общегосударственного значения для водных путей, как больших транзитных магистралей. На путях этого значения к задачам комитетов может, однако, относиться круг предметов, преимущественно местного значения (напр., гавани, затоны, местный полицейский надзор, больничное дело и т.п.). Для осуществления своей цели речные комитеты пользуются средствами, получаемыми путем взимания сборов с судов и грузов, в определяемых законом размерах, в возмещение расходов за пользование производственными улучшениями. Речные комитеты находятся в отношении технической и административной своей деятельности под контролем Министерства путей сообщения. В пределах получаемых сборов речные комитеты обладают самостоятельной хозяйственно-распорядительной и исполнительной властью. В составе речных комитетов входят представители: промышленных групп и лиц, уплачивающих сборы, а также подлежащих правительственных ведомств и общественных установлений.
4) Правила о нормальных ценах для строительных операций по водяным и шоссейным сообщениям.
Затем, для упорядочения хозяйственных операций по улучшению внутренних водных путей и шоссейных дорог, Министерство путей сообщения, независимо от общего положения о казенных заготовлениях и работах, о котором было выше упомянуто, вырабатывается законопроект о порядке и условиях определения цен для строительных операций в этой области. Необходимость издания такого законоположения вытекает из данных опыта, доказывающих непригодность действующего закона о справочных ценах.
5) Положение о взаимных правах и обязанностях судохозяев и судорабочих.
В ряду мероприятий в области содержания и эксплуатации, в должном порядке водных путей сообщения существенное значение имеют вопросы об улучшении материального положения низших служащих на водных путях, а также о взаимных отношениях судохозяев и их рабочих. Первый из этих вопросов подлежит разрешению в сметном порядке путем испрошения дополнительных для сего ассигнований. Второй же вопрос, имеющий весьма существенное общественное значение, может быть разрешен только в законодательном порядке. С этой целью Министерством путей сообщения выработан законопроект, которым предположено, взамен совершенно устаревших постановлений Устава путей сообщения — о взаимных правах и обязанностях судохозяев или судопромышленников и бурлаков или судорабочих и в дополнение постановлений законов гражданских, установить правила найма людей как на суда и плоты, так и вообще на работы по судоходству и сплаву на внутренних водных путях.
Проектируемый закон определяет: 1) лиц, коим предоставляется заключение договоров о найме; 2) порядок заключения таковых договоров, причем предусматривается возможность заключения договоров посредством выдачи нанимаемым определенного образца и содержания расчетных книжек, являющихся для судов и плотов обязательными; 3) предмет и условия договоров, с установлением норм, ограждающих стороны от произвольного изменения и неправильного исполнения одной из сторон таковых условий; 4)права, обязанности и ответственность сторон по договору о найме, с возложением имущественной ответственности во всех случаях найма, на владельцев судов, плотов и предприятий по судоходству и сплаву; 5) порядок и условия, а равно и последствия для стороны от прекращения договоров; 6) порядок производства дел по нарушениям проектируемого закона и о наказаниях за таковые нарушения.
6) Об упразднениях шоссейных и мостовых сборов.
Независимо от предположений по упомянутым вопросам, Министерством путей сообщения разработаны законопроекты об упразднении: [...].
В настоящей программе указаны в самых общих чертах законопроекты и предположения, которые Министерство путей сообщения имеет в виду внести в первую очередь на обсуждение Государственной думы. При разработке их Министерство путей сообщения исходило из основного положения, что пути сообщения играют в жизни государства и общества служебную роль и что поэтому развитие и степень совершенства их должны соответствовать состоянию — экономическому, культурному и правовому — государства и его населения.
Жизнь нашего государства в настоящее время вступает в новый период, коренным принципом которого должна быть строгая закономерность всех действий правительственных органов. Изменились, далее, особенно за последние 10—15 лет, и экономические отношения в нашем отечестве — и интенсивность и темп торгово-промышленной жизни повысились до небывалых ранее размеров. Наконец, повысился и культурный уровень населения России и развились у него новые потребности. В соответствии с этим, и в эксплуатации путей сообщения должен быть систематически проведен ряд мероприятий, которые способствовали бы укреплению начал законности и права в отношениях между органами, ведающими путями сообщения, и лицами, с ними соприкасающимися, устранили бы излишнюю централизацию в заведовании путями сообщения и тем ускорили ведение дел, и, наконец, приблизили бы к жизни учреждения, ведающие путями сообщения, и этим дали бы возможность постоянного общения между ними и населением и сознательного контроля над деятельностью их со стороны представителей земств, городов, торговли, промышленности и сельского хозяйства В этом направлении и составлены надлежащие внесению в Государственную думу законопроекты.
РГИА. Ф. 229. On. 4. Д. 548. Л. 4—13 об.

P.S. В отличие от современных аналогичных «сочинений», это можно читать любому нормальному человеку, особенно - интересующемуся историей.
P.P.S. Нынешним чиновникам читать обязательно. И учиться, учиться и еще раз учиться владеть русским языком.
Tags: МПС, архивы, документ, история
Subscribe

  • Как же ***бал этот ваш "кабмин"...

    Всё чаще в российских СМИ вместо русского "правительство" используется украинское "кабмин". Ладно бы какие-то шлакосми, экономящие на авторах и…

  • Апофеоз некомпетентности

    Врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков решил провести эксперимент и записаться к себе на прием, сделать это у него не получилось. «…

  • ...

    Никогда нигде не работавший Французский чинуша-евроинтегратор Клеман Бон предложил Германии отказаться от проекта газопровода "Северный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments