nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Category:

Про "Праздник"

Просмотрел забаненный Минкультурой и выложенный автором на всеобщее обозрение на ютубе фильм "Праздник".

Общее впечатление: очередной пример того, что современный российский кинематограф всё больше старается снимать хорошие фильмы, но у него по-прежнему не очень получается. У кинофильмы, по большому счёту, есть четыре необходимых ингредиента: идея и сценарий (это по сути одна составляющая, просто есть масса сценариев без идеи, поэтому про необходимость её наличия нужно указать), технологии кинопроизводства (не только камеры и плёнка спецэффекты, но и художники, реквизиторы, костюмеры, гримёры и т.п.), актёры и "созидательная сила" (априори подразумевается, что нужен хороший режиссёр, но в крайнем случае требуется хороший оператор или хороший монтажёр; в общем, грубо говоря, тот, кто сведёт всё, что есть, в единое киноцелое).

Современное российское кино далеко не всегда может похвастаться даже попыткой сбора всех четырёх ингредиентов вместе, что уж говорит о тщательном приготовлении и получении, следовательно, качественного готового продукта. Однако там или сям периодически возникает продукт, который не выключаешь после трёх минут просмотра и тридцати секунд перемотки, а смотришь до конца, даже если кинофильму не назвать такой уж удачной. Если есть годная идея, а реализация её имеет все признаки того, что авторы пытались таки сделать интересно и хорошо, то смотришь уже по принципу "что бы можно было сделать по-другому, чтобы было лучше". Фильмы "праздник" - именно из этой категории. (Из этой же категории, скажем, сериал "Лапси", который стартовал недавно вторым сезоном - лабораторный пример того, как можно не вытянуть идею; первую серию второго сезона пока не смог осилить по совершенно прозаической причине - то ли у меня что-то с ушами случилось, то ли актёры начали говорить с какими-то пошлыми предметами во рту, но дикция какая-то совершенно беспощадная... впрочем, мы отвлеклись, сейчас мы не об "Лапси").

В целом рекомендую посмотреть "Праздник" любителям отечественного кино, поэтому спойлерить не буду, выскажу лишь несколько мыслей.

1. Ничего крамольного в "комедии про блокадный Ленинград" в фильме нет. Вообще, ничего крамольного нет и в самой идее "комедии про блокадный Ленинград". Любой человек, читавший блокадные дневники в хоть сколько-нибудь значимом количестве (хотя бы десяток), знает, что жизнь в блокадном городе была не сахар, но абсолютно не превратила людей в роботов. Жители блокадного Ленинграда испытывали весь спектр эмоций, свойственных человеку. И хотя по понятным причинам эмоций позитивного, а тем более комедийного характера было куда меньше, это вовсе не значит, что нельзя снять кино не про 125 граммов хлеба, неубранные трупы и живого младенца на теле убитой снарядом матери, а про любовь, дружбу или иные стороны человеческих отношений. Фильм "Праздник" - это фильм про отношения, про характеры, а не про блокадный Ленинград.

2. Не совсем понимаю, почему фильм назвали комедией. Вот что у авторов точно не получилось, так это комедии. Получилось нечто, чему нет конкретного слова, но что можно было бы описать примерно так: "вот в этом моменте мы должны были комедийно отыграть вот это и обыграть вот это, но у нас не вышло". Вообще, комедии можно условно разделить на комедии характеров и комедии обстоятельств. Нет, не так. Вообще, фильмы можно условно разделить на фильмы про характеры и на фильмы про обстоятельства. Идеальное сочетание - наличие и характеров, и обстоятельств. Хороший вариант - наличие хотя бы характеров (в этом смысле совершенно бомбическим считаю фильм "Страсти по Владимиру"; кто не смотрел, обязательно посмотрите, ещё раз посмотрите, а потом снова посмотрите - фильм раскрывается при каждом просмотре). В "Празднике" есть и попытка дать обстоятельства, и попытка показать характеры. Но и там, и там очень сильно не дотянуто. Причём если обстоятельства просто недопридуманны и недопродуманны, недомысленны и недоосмысленны, то характеры во многом недораскрыты и недообострены, что смерть для любого фильма вообще, а уж для комедии и подавно. И это проблема не только режиссёра, но и актёров.

3. Молодые российские актёры ужасны. Катастрофично ужасны. "Молодёжная" часть актёрского коллектива "Праздника" - это его худшая часть. И состава, и фильма. Актриса, игравшая гостью (всего в фильме шесть персонажей - семья из четырёх человек, немолодой гость и молодая гостья) - полный провал. Процентов 50 общего неуспеха в реализации идеи (если предполагать, что можно примерно догадаться, какая была идея) это именно её заслуга. Если "возрастная" часть актёров ещё пыталась играть в "то время", то молодёжь играла в "мы из будущего", т.е. мальчиков и девочек 2017 года в условно блокадном условном Ленинграде. Подозреваю, режиссёр выбирал актёров по принципу "как получилось" (с микроскопическим бюджетом, понятное дело, в кастинг особо не поиграешь), но даже из того, что получилось, можно и нужно было выбивать нужное. Возможно, всему виной ограниченное время съёмок и прочие трудности малобюджетных фильмов, но нас это должно интересовать мало. Взял актёров - *рочи их, пока не сделают, как нужно. Здесь режиссёру чистый "неуд".

В целом "Праздник" - довольно любопытный фильм в рамках самоскладывающейся истории современного российского кино, и посмотреть его стоит. Несмотря на то, что он откровенно провален с точки зрения реализации творческого замысла (и, думаю, что относительно провалился бы в прокате), он показывает, что и небольшими силами можно снимать более или менее достойное кино. Уверен, будь у режиссёра чуть больше денег, а значит, чуть больше времени и чуть больший выбор актёров, кино получилось бы значительно, значительно лучше. Так что его пример - другим наука.

ПыСы Ежели кто посмотрел и в комментариях (там можно спойлерить:)) захочет что-то добавить - милости прошу. Интересно:)
Tags: кино, общество, размышлизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments