nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Об дивном новом мире. Полуразмышлизм

Отчего-то часто рядом соседствуют две "футурологические" мысли: как правило, там, где написано, что "к 20хх году работу потеряет хх миллионов человек", пишут и о том, что "в будущем человек будет всё время учиться, чтобы осваивать новые профессии, поскольку из старых его вытолкнет роботизация".

Полагаю, что ошибочны оба утверждения, но я сейчас именно о связи второго с первым. На мой взгляд, очевидно, что любая механизация/автоматизация/роботизация преследует две цели - повышение производительности труда (в первую очередь труда механизмов, т.е. эффективности капитала, и только как следствие - человека) и уменьшение/облегчение труда человеческого. Следовательно, для значительной части оставшегося "человеческого" трудового ресурса работа по обслуживанию работы роботов суть упрощение работы, а не усложнение её. Конечно, есть/будут и усложнившиеся профессии - собственно робототехники, ремонтники, программисты и т.д. Но для остальных работа постепенно превращается в "положи - нажми кнопку - убери". И в этом смысле "профессии" становятся похожими друг на друга, не требуют профессионального обучения и пригодны к быстрому освоению/переосвоению. То есть концепция "человек всё время будет должен учиться" скорее сравни логике "сегодня ты работаешь продавцом в продуктовом магазине, а завтра в обувном" - отличия не принципиальны и "обучение" происходит естественным путём за неделю. Разумеется, повторюсь, для части современных работников появляется окно возможностей для переучивания на новые, более высокооплачиваемые профессии. Но, с одной стороны, эти профессии будут появляться и внедряться постепенно, и в них будут приходить, грубо говоря, изначально под эти профессии заточенные вчерашние школьники или студенты, а с другой стороны, уже сегодня идите и найдите себе новую высокооплачиваемую профессию после лет 45, например. Ага... То есть о массовом появлении я бы ещё сказал, а вот о массовом переобучении - уже с трудом.

Более того, сильно подозреваю, что такого уж массового "расчеловечивания" рынка труда в ближайшие десятилетия не произойдёт, но даже если счёт действительно пойдёт на миллионы потерявших работу, то, полагаю, к сожалению для большинства свежеобезрабоченных, подавляющая доля новых рабочих мест будет формироваться в сфере персональных услуг, т.е. мы в определённом смысле вернёмся назад в социальном развитии и окажемся в ситуации, когда предложение труда будет настолько велико, а значит, цениться он будет так дёшево, что многие смогут себе позволить слуг в полностью частном или "обобществлённом" формате. Те из "вписавшихся в новую экономку", что окажутся победнее, будут пользоваться услугами условных "Яндекс.Еда", "Яндекс.Вынеси мусор", "Яндекс.Постирай бельё" и прочих "Яндекс.Сгоняй за пивом", миллионы сотрудников которых будут приносить пиццу, выносить мусор и гулять с собаками клиентов. Более богатые будут нанимать уже персональных слуг. Но в обоих случаях миллионам граждан, "лишённых работы роботизацией" не потребуется постоянно учиться в том смысле, который имеют в виду многочисленные исследователи (тем паче, что, боюсь, большинство "исследователей" пишут это с простой утилитарной целью: государство, дай денег на организацию вечного образовательного двигателя), ведь то, чему придётся постоянно учиться, увы, всё меньше будет связано с термином "профессия". А первое - и главное, - чему придётся научиться, полагаю, будет принцип "хочешь жить - умей вертеться".
Tags: как жЫть дальше, о дивный новый мир, общество, полуразмышлизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments