***
Нормализация инвестиционного процесса невозможна без принятия действенных мер по снижению сметной стоимости строительства. В группе инвестиционных отраслей наблюдаются наиболее резкие и устойчивые отклонения от принятой в планировании и хозяйственной практике системы сопоставимых цен. Дело в том, что так называемые неизменные (сопоставимые) цены в капитальном строительстве — это не цены на готовую продукцию строительства (например, на единицу мощности предприятия, выпускающего определенную продукцию, и т. п.), а цены на промежуточную продукцию (1 м3 земляных работ, 1 м3 кирпичной кладки, 1 м3 железобетона, 1 м2 штукатурки и т. д.). В результате применения в строительстве цен на промежуточные виды продукции и изменения структуры последних стоимость единиц мощности может быть существенно увеличена и сделана несопоставимой со стоимостью ранее построенных объектов. Капиталоемкость мощностей по выпуску стали в расчете на 1 т была в 1965—1970 гг. 431,3 рубля, в 1970—1975 гг.— 586,1 рубля, или 135,9% по отношению к VIII пятилетке, в 1976—1980 гг.— 760,5 рубля, или 129,8% по сравнению с предшествующим пятилетием. Цена в расчете на 1 МВт турбины единичной мощностью 800 МВт почти в 2 раза выше по сравнению с турбиной единичной мощности 300 МВт. За последние годы стоимость одного места на молочных фермах возросла более чем в 3 раза, а на свиномолочных комплексах — в 4 раза. Наиболее неупорядоченные и неконтролируемые изменения цен происходят именно в строительстве.
Удорожанию строительно-монтажных работ, которое отмечается даже при расчетах в неизменных ценах и сметных нормах, способствует стремление к повышению материалоемкости этих работ, ведь чем дороже применяемые строительные материалы и конструкции, тем больше объем продукции и соответственно фонд заработной платы строительно-монтажных организаций. Тот факт, что объем проектных работ также зависит от масштаба строительства и монтажа, заложенного в проекте, толкает проектные организации к повышению стоимости проектируемых объектов. Принятый до сих пор порядок экономического стимулирования и оценки работы строителей и проектантов часто вел не к удешевлению, а к удорожанию сооружаемых объектов и снижению фондоотдачи в народном хозяйстве.
***
В СССР, к сожалению, прекратился рост производства кирпича. Еще в 1977 г. кирпича у нас было выпущено меньше, чем в 1976 г., и соответственно увеличено производство керамзитовых и других видов стеновых панелей. Это ведет к большому расходу металла. Технический уровень кирпичного производства отстает на 12—15 лет от современного уровня. На новом заводе в Ярославле производительность оборудования составляет 800 тыс. кирпичей на одного рабочего против 70 тыс. на старых заводах. Из кирпичей, которые вырабатывает за один год рабочий на современном заводе, можно получить 1000—1250 м3 кирпичной кладки, тогда как один рабочий на железобетонном заводе изготовляет за год только 200 м3 сборного железобетона, или в 5 раз меньше (не считая затрат на производство металла, цемента и т. д.).
***
Общая стоимость средств строительной механизации составляет сейчас много миллиардов рублей. Однако используются эти средства недостаточно эффективно. Простои машин из-за технической неисправности составляют 20—25% их рабочего времени. К этому приводит сложившаяся практика, когда машиностроители связаны только с одной частью жизненного цикла машин (техническое проектирование, производство и гарантийный период эксплуатации) и обособлены от основного периода их эксплуатации (включая капитальные ремонты и списание). Вследствие этого строительные машины и механизмы ремонтируются не только часто, но и дорого и некачественно. Фактические затраты на капитальный ремонт многих марок машин сейчас составляют 60—70% их прейскурантной стоимости и 55—65% металлоемкости новой машины.
(Источник: Хачатуров Т.С., Красовский В.П. Инвестиционный потенциал и его использование // Вестник АН, №10, 1981
Для желающих - целиком: Хачатуров_Красовский_Инвестиционный потенциал и его использование.doc
)