nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Метрические книги

Пост специально для френда реализатора71. Но, м.б. и другим будет интересно узнать, что и как фиксировала дореволюционная статистика в метрических книгах.

Метрические книги - это источники, которые велись в культовых учреждениях для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти. Форма ведения метрических книг была одинаковой для всех вероисповеданий в том, что относится к сути записей, однако содержание самих актов и внешний вид книг отличались. Метрические книги начали вести в России с 1722 г. По принципу документирования и хранения делятся на приходские и консисторские. В фондах духовных консисторий находятся: периодические погодовые выписки ("экстракты") из приходских метрических книг, копии некоторых приходских метрических книг. Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода.

До 1840-1850-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами. С конца XIX в. обязанность вести метрические книги о военнослужащих по полкам возлагались на военных священников. На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства (выписи). По закону метрические книги считались судебным доказательством: по ним сверялось метрическое свидетельство при оспаривании подлинности последнего. При отсутствии метрических книг или при сомнительности их записей за доказательство рождения принимались исповедные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки и ревизские сказки (а также выписи из церквей, где родившийся крещен), дополнительно они подтверждались показаниями свидетелей, бывших при крещении.

Запись о крещении/рождении

Документ учета гражданского состояния населения. Рождения и крещения детей фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т. е. она свидетельствовала о двуз разных событиях: 1) о естественном событии рождения и 2) о церковном совершении таинства крещения. У православных отмечались дни рождения и крещения (близнецы записывались одной записью), звание, сословие, имя и исповедание родителей, имя, звание и сословие восприемников. Набор сведений у представителей других исповеданий был меньше: у мусульман указывалось только время рождения и имена родителей. При внесении в метрическую книгу записи крещения подкидыша, родители которого не обнаружены, или вообще внебрачных детей, чьи матери по каким-либо причинам скрывали свое имя и звание, в метрической записи все равно указывали имя крещенного, время и место рождения, удостоверение родовспомогательного заведения, сведения от полиции или свидетельские показания. В графе о родителях писали: "родители неизвестны". Формуляр имел следующие графы:

*
1) номер записи (раздельно для мужского и женского пола);
*
2) полные даты рождения и крещения ребенка;
*
3) имя с указанием дня святого (метрики конца XIX - начала XX вв.);
*
4) место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя отчество матери с указанием на законность брака и вероисповедание;
*
5) место жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена, отчества;
*
6) имя священника, совершившего таинство;
*
7) подписи свидетелей (по желанию).

Запись о браке/венчании

Документ учета гражданского состояния населения. Включалась во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: фамилии, имена, отчества жениха и невесты, их родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт. У мусульман в записи указывались только имена супругов, родителей и свидетелей, время брака и условия договора между родителями. Формуляр записи:

*
1) номер брака по порядку;
*
2) точная дата совершения таинства;
*
3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество жениха с указанием вероисповедания и очередности брака;
*
4) возраст жениха;
*
5) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество невесты с указанием вероисповедания и очередности брака;
*
6) возраст невесты;
*
7) имя священнослужителя, совершившего таинство;
*
8) место жительства, сословие, фамилии, имя, отчество поручителей с указанием вероисповедания;
*
9) подписи свидетелей (по желанию).

Запись об умершем/погребенном

Документ учета гражданского состояния населения. Записи об умерших и погребенных вносились в третью часть метрических книг:

*
1) по порядку, отдельно для мужчин и женщин;
*
2) точная дата смерти и погребения;
*
3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при отсутствии отца - мать);
*
4) возраст умершего (раздельно для мужчин и женщин);
*
5) причина смерти;
*
6) имя священника, совершившего обряд погребения и указание места погребения.

Региональные архивы: фонды духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.

Метрические книги старообрядцев и сектантов

Закон о ведении метрических книг для старообрядцев был издан в 1874 г., для баптистов - в 1879 г. Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев) и сектантов до 1905 г. велись полицией. Многие старообрядцы, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим редиг убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 гг. ведение метрических книг старообрядцев и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 г. возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков мариавитов и баптистов возлагалось на полицию.

Записи о родившихся старообрядческой общины

Документ полицейского учета и учета гражданского состояния старообрядцев. В 1844 г. полицмейстерам указывалось заводить книги (подобно метрическим) в старообрядческих церквях и выдавать свидетельства о рождении и смерти. Именные списки (о родившихся и умерших) должны были представляться у обер-полицмейстеру. Надзор за записями совершался частными приставами, которые подписывали метрические записи. Формуляр записи: месяц, число и место рождения, месяц и число крещения, имя младенца, его пол, звание, имя, отчество и фамилия и место жительства родителей или замужней матери, звание, фамилии, имена, отчества восприемников, их подписи.

Запись брака старообрядческой общины

Документ учета гражданского состояния старообрядцев. Формуляр: дата и место брачной записи, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства жениха, номер брачной записи, возраст жениха; звание, фамилия, имя, отчество и место жительства невесты, номер брачной записи, возраст невесты. Велись в книжной форме.

Записи об умерших старообрядческой общины

Документ учета гражданского состояния старообрядцев. Формуляр: дата смерти, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства (если несовершеннолетний, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства родителей), возраст умершего, семейное положение (сведения о жене или муже), причина смерти, где захоронен.

Региональные архивы: фонды губернских правлений, управ благочиния.

Метрические книги других вероисповеданий

Позже, чем для православного вероисповедания, явились законы о ведении метрических книг для других вероисповеданий: для еванглическо-лютеранской церкви в 1764 г. (с последовавшим в 1832 г. объединительным Законом), для римско-католической церкви в 1826, для мусульманской веры в 1828 г. и 1832 г., для мусульман Закавказского края в 1872 г., для евреев в 1835 г. Это, впрочем, не значит, что раньше они не велись. В 1710 г. в Петербурге завели первую метрическую книгу крещенных католиков. С 1716 г. метрические книги стали вестись на латыни. Обязанность ведения метрических книг, в России была возложена на духовных лиц различных вероисповеданий - священников, настоятелей (у кат.), проповедников (у лютеран), газзанов (у караимов), имамов (у магометан), раввинов (у евреев). В Царстве Польском ведение актов гражданского состояния носило смешанный церковно-гражданский характер. О том, как заключились браки (и производились метрические записи о них) людей разного христианского вероисповедания, об усыновлениях и т.п. можно прочесть на сайте История гражданского права России.

Согласно "Положению о евреях" 1804 г., в обязанности раввинов была функция ведения метрических книг в двух экземплярах. Один из них хранился в самой синагоге, другой - в городских учреждениях. Совокупность метрических книг по данному местечку или уезду составила фонды раввинатов. На сайте "Еврейское наследие" есть сведения о том, где какие метрические книги евреев сейчас находятся. Записи актов гражданского состояния в синагогах велись по примерно таким же схемам, как и у христиан (рождение, обряд обрезания, бракосочетание, смерть). Однако в религии евреев нет церковной организации, есть только обрядовая сторона, и Талмуд не возлагает ни на кого специально обязанности совершения обрядов, оставляя право совершать их за любым верующим, что приводило к тому, что не метрические записи существовали далеко не обо всех евреях. Часто не проводилась метрическая запись рождения и смерти девочек. Над мальчиками производился обязательный религиозный обряд обрезания, и кроме того, учет их был необходим в силу существующих законов о воинской повинности и постоянно проверялся. Для иудеев существовал ежемесячный и годовой контроль духовных правлений и годовой - городских дум, сверявших метрические записи. По какому принципу выбиралось место записи в метрической книге я, честно говоря, не знаю. Еврейские метрические книги велись на двух языках: на левой странице разворота текст по-русски, на правой - тот же текст продублирован на иврите или идише. Годы по еврейскому летоисчислению в обоих вариантах практически нигде не указываются, в еврейском тексте периодически встречаются указания на даты христианского календаря. Существовали проблемы, связанные с передачей на русском языке еврейских личных имен и топонимов плохо владевшими русской грамматикой евреями, ведшими метрические книги. Некоторые записи нередко утрачены в результате небрежного обрезания листов после сшивания тетрадей.

Практически не велась регистрация рождений, смертей и браков среди мусульманского и языческого населения Азиатской России, особенно среди кочующих народностей, как киргизы (современные казахи) и калмыки.

Полицией же велись метрические записи у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и др.), кроме буддистов и ламаитов, у которых книги велись их духовными лицами.

(Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информаци (XVI в. - 1917 г.) // Журнал "Вестник архивиста". № 46-50. 1998-1999 гг.).
Tags: Российская Империя, демография, статистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments