nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Про перешив узких мух на широкие котлеты

Почитал дискуссию про железные дороги в журнале одного альтернативно одарённого блогера. Речь о том, кто круче строил железные дороги: Российская Империя или Сталин. Дискуссия слабенькая, ибо материалом не владеют ни сам альтернативный, ни спорщики с ним. Поэтому даже комментировать не буду и ссылок давать тем более.

Просто для справки тем, кому интересно, открою тайну золотого ключика: узкоколейные дороги фактически не относились к железнодорожному ведомству. Узкоколейки - типичный вид промышленного транспорта. И развивался он по своим законам, имеющим логику, отдельную от логики МПС. Узкоколейных железных дорог общего пользования было буквально пара тысяч километров. Поэтому говорить о том, что "советская власть перешивала царские узкоколейки" - нелепо. Она их перешивала, во-первых, ровно там, где их всё одно перешили бы и при царе, а во-вторых, и это самое главное, делала она эти в очень и очень небольшом количестве.

ПыСы. Кстати, срыв покровов специально для сталинистов.
Генеральный план электрификации железных дорог был принят через три года после смерти вождя, в 1956 году. К этому моменту в СССР было всего 5 с небольшим тысяч километров электрифицированных линий (причём какая-то часть, получается, была электрифицирована уже после трагического события марта 1953 года). И это было меньше 4,5 процентов от общей эксплуатационной длины сети. Т.е. говорить об товарище Сталине как о великом электрификаторе железных дорог... несколько неправильно.

Для справки: В направлении возможной электрификации транспорта инженерная мысль начала работать еще на самом начальном этапе развития, как железных дорог, так и электротехники. Первая научная работа по внедрению электрической тяги на железных дорогах появилась в России в 1837 г. в год открытия первой железной дороги Петербург – Царское Село. Это была публикация в «Вестнике Министерства путей сообщения».

1899 год – создан синдикат германских электротехнических фирм «Сименс-Гальске», «Унион», «АЭГ». В том же году был образован «Большой русский банковский синдикат 1899 года» для финансирования работ по электротехническому развитию. Важное место в планах как русских банков, так и германских электроконцернов в этот период занимали проекты электрификации российских железных дорог.

Первые проекты электрификации железных дорог были разработаны в самом начале XX века выдающимся инженером, академиком Генрихом Осиповичем Графтио. С 1907 г. он начал читать курс лекций «Электрические железные дороги» студентам Петербургского электротехнического института.

1912 год – создание учредительного общества для строительства электрифицированного участка Транссибирской железнодорожной магистрали Москва – Сергиев Посад.

1913 год – начало строительства линии, электрифицированной на постоянном токе 1200 В между Петербургом и Петергофом. Были сооружены 2 электростанции в Екатерингофе и Ораниенбауме. Однако работы были прекращены в связи с Первой мировой войной.

После Февральской революции Временное правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития электрификации в России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в частности американских («Вестингауз»), на продолжение работ по электрификации железных дорог.

К 1918 г. в России насчитывалось около 60 проектов пригородных и магистральных электрических железных дорог.

Вот как-то так... Если неправ, поправьте.
Tags: железные дороги, наблюдизм
Subscribe

  • Пять копеек, или Назад к политике?

    В Омерице действительно происходят интересные события. Но, на мой взгляд, немного не там, на чём акцентируют внимание СМИ. В СМИ муссируется…

  • К вопросу об мягкой силе

    Надо, говорят, мягонькую силку использовать. Пророссийские СМИ, НКО и вот это вот всё. Но вот в проебалтике банят Российские СМИ, ютуб выпиливает…

  • Подумалось тут

    Между прочим, борьба САСШ против Хуавэя и других китайских организаций, "угрожающих безопасности САСШ" под предлогом не просто контроля над этими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments