nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Нищенство как промысел

Никто, конечно, не станетъ оспаривать высокаго христіанскаго значенія милостыни, подаваемой Христа ради, этой искони существующей и, такъ сказать, излюбленной на Св. Руси формы благотворительности. Но всегда-ли можетъ быть увѣренъ подающій милостыню, что имъ вполнѣ достигаются тѣ благія цѣли и намѣренія, съ которыми онъ подаетъ милостыню? Къ сожалѣнію, въ дѣйствительности оказывается, что легкій способъ пріобрѣтенія выпрашиваніемъ милостыни иногда пріучаетъ къ лѣности, тунеядству и даже безстыдству.

Въ Каргопольскомъ уѣздѣ среди крестьянъ нѣкоторыхъ приходовъ, какъ напримѣръ, Коневскаго, Луговскаго, Архангельскаго и др. нищенство — попрошайничество обращено въ промыселъ очень легкій и довольно прибыльный. Нѣкоторые крестьяне указанныхъ приходов сравнительно зажиточные или во всякомъ случаѣ не бѣдные, не имѣя никаго ремесла, а вѣрнѣе сказать, не желая заняться ремесломъ, ежегодно въ свободное зимнее время отправляются «по міру». Конечно, эти мнимые нищіе не обращаются за милостыней въ своемъ приходѣ и въ своей волости, потому что тамъ ихъ хорошо знаютъ и подавать имъ милостыни не будутъ — да и самимъ имъ побираться кусочками среди знакомых, стыдно, совѣстно; поэтому они на промыселъ отправляются «въ дальніе края».

Какъ только установится хорошій санный путь, «эти нищіе», окончивъ сельскія осеннія работы, заколачиваютъ окна и двери своей избенки, если соберутся на промыселъ всѣмъ семействомъ, — запрягаютъ въ сани свою лошадку и уѣзжаютъ «въ міръ». Ѣдутъ они по большей части чрезъ Мошу на Вагу — въ Вельскій уѣздъ, Вологодской губерніи, въ Шенкурскій уѣздъ, Архангельской губерніи, на Кубено и въ другія болѣе или менѣе хлѣбныя мѣста. Въ теченіе зимы они объѣзжаютъ цѣлыя сотни и болѣе верстъ: побываютъ въ городахъ, селахъ, большихъ населенныхъ деревняхъ и даже въ глухихъ деревушкахъ.

Ѣздятъ они, какъ сказано выше, на своихъ собственныхъ лошадкахъ, во-первыхъ, потому что пѣшкомъ путешествовать сотни верстъ тяжело, трудно, во-вторыхъ, выпрашивая «сѣнцо» тоже Христа ради, они въ теченіе цѣлой зимы прокормятъ и лошадей, а свой собственный кормъ сберегутъ на продажу или «на весну», такъ что выйдетъ по пословицѣ: «и лошади сыты, и сѣно цѣло», а въ-третьихъ, на лошади они привезутъ домой цѣлый возъ доброхотной милостыни. Ѣздятъ эти попрошайки — тунеядцы цѣлыми семействами въ 2, 3, а иногда и четыре человѣка и среди ихъ рѣдко встрѣчаются дряхлые старики, калѣки или какіе либо убогіе, а напротивъ это бываютъ «здоровенные» мужчины и женщины; обуты и одѣты — тепло и вполнѣ достаточно для крестьянина.

Собираютъ—выпрашиваютъ они у православныхъ именемъ Христовымъ не только одинъ печеный хлѣбъ, а все, что только можно выпросить: сѣнца для лошадки, рубашечки или какой-либо «одеженки», «напоечку» чайку и сахарку, рыбки, и прочаго изъ съѣстныхъ припасовъ; не постыдятся эти «попрошайки» попросить и рюмку водки или стаканъ пива. Пословица говоритъ: «во всѣхъ дѣлахъ снаровка намъ нужна» нужна она также и въ нищенскомъ промыслѣ. По словамъ самихъ «попрошаекъ» и въ выпрашиваніи милостыни нужно своего рода умѣнье; поэтому то они считаютъ неудобнымъ и невыгоднымъ для себя входить въ одинъ домъ всѣмъ троимъ, четыремъ «нищимъ» сряду вмѣстѣ, ибо въ такомъ случаѣ хозяйка, пожалѣвши хлѣба, можетъ совсѣмъ отказать въ милостынѣ, сказавши: «Богъ подастъ», а во избѣжаніе этого неудобства предпочитаютъ, пріѣхавши въ деревню, расходиться по разнымъ домамъ «въ одиночку».

Поэтому то опытные «нищіе», т. е. занимающіеся этимъ промысломъ нѣсколько годовъ, насбирываютъ въ теченіе зимы несравненно больше, чѣмъ неопытные, т. е. практикующіеся въ первый разъ. Приведу слѣдующій случай. Возвращается одинъ такой «нищій» съ двумя сыновьями подростками съ «промысла» изъ Ваги домой въ Луговскій приходъ, Каргопольскаго уѣзда. На мой вопросъ: почему онъ такъ рано возвращается домой, нищій отвѣчаетъ: худо «не мудрéно подаваютъ» (т. е. милостыню), не смотря на то, что у него въ саняхъ находится нѣсколько мѣшковъ сушенаго хлѣба «сухарей». Чрезъ нѣсколько недѣль возвращается домой съ промысла и другой «нищій» и говоритъ, что «подаваютъ хорошо», и что тотъ «нищій», который жаловался на худое подаяніе, — его односельчанинъ, но онъ не умѣетъ просить, потому «ѣздитъ еще по первую зиму».

Отсюда можно заключать, что нищенство—попрошайничество не уменьшается, а увеличивается, потому что мужички, видя легкій и хорошій заработокъ отъ христарадничанья у своихъ товарищей-односельчанъ, заражаются примѣромъ и также отправляются «въ міръ» въ дальніе края. Грустное это явленіе... безъ сомнѣнія, всякій скажетъ и согласится, но къ искорененію этого вреднаго, деморализующаго промысла никто никакихъ мѣръ не принимаетъ. Не знаю, кто изъ предержащихъ властей долженъ бы обратить на это ремесло свое благосклонное вниманіе, но во всякомъ случаѣ священники—пастыри, мнѣ думается, не должны-бы быть въ данномъ случаѣ совершенно безучастны, не должны бы на этотъ порокъ смотрѣть «сквозь пальцы» и дѣлать по пословицѣ; «моя изба съ краю, ничего не знаю». Священники тѣхъ приходовъ, крестьяне коихъ занимаются нищенствомъ, какъ довольно прибыльнымъ и легкимъ ремесломъ, должны бы, мнѣ кажется, выяснить этимъ тунеядцамъ стыдъ, грѣхъ и вредъ этого промысла, если болѣе сего и лучше ничего не могутъ сдѣлать.

Пр–ий А., свящ. Нищенство как промысел // Олонецкие епархиальные ведомости. 1907. № 9
Tags: история, общество, характеры
Subscribe

  • ...

    Никогда нигде не работавший Французский чинуша-евроинтегратор Клеман Бон предложил Германии отказаться от проекта газопровода "Северный…

  • Форум свободной Америки

    Иногда захожу посмотреть темы выступления свидетелей крушений тоталитарного путинскага режЫма на ютуб-канал т.н. "Форума свободной России" (aka…

  • Игры дурачков

    Иностранный агент Форбс сообщил, что, по данным другого иностранного агента - Левады, "уровень доверия россиян Путину упал до минимального показателя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments