nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Category:

Об электрификации пригородного железнодорожного движения

Поскольку Алексей сделал мне сегодня рекламу, и ко мне на огонёк слетелись те, кто обычно обретается совсем в других журналах, хочу, пользуясь случаем, ещё один документик запостить.

Великолепно знающие историю своей страны блогеры типа Игоря П., Россиру, того же Алексея и т.д., частенько любят говорить, что Сталин мозолистыми руками электрифицировал железнодорожный транспорт, чего кровавый Николашка никогда бы не сумел добиться, хоть он тресни.

Сторонникам такой версии небезынтересно будет, наверное, ознакомится со следующим документом: Об утверждении строительной стоимости работ и поставок по усилению головных пассажирских станций Северо-Западных железных дорог в С.-Петербурге (Особый журнал Совета Министров от 8 апреля 1913 года). Убираю под кат, кроме небольшого кусочка собственно по теме.

Непрерывно увеличивающийся рост пассажирского движения как в дальнем, так, в особенности, в пригородном сообщении на сети Северо-Западных железных дорог вызвал разного рода затруднения в срочном и безопасном выполнении пассажирских перевозок, выдвинув на очередь настоятельно необходимых железнодорожных работ коренное переустройство С.-Петербургского узла названных дорог и усиление провозной способности пригородных участков.

При ближайшем изучении характера работы сего узла выяснилось, что для устранения наблюдаемых ныне стеснений в пассажирском движении необходимо совершенно отделить дальнее движение от пригородного и воспользоваться для обслуживания последнего на участках «С.-Петербург—Ораниенбаум», «С.-Петербург—Гатчина» (Балтийской железной дороги) и «С.-Петербург—Сиверская» (Варшавской линии) электрическою тягою, сосредоточив отправление всех поездов дальнего следования на Варшавском вокзале, с приспособлением Балтийского вокзала исключительно для нужд пассажирского пригородного движения. Помимо получаемого, благодаря разделению дальнего и пригородного движения, облегчения условий эксплоатации, расширение и переустройство головных вокзалов потребует в этом случае меньших затрат, чем при всякой иной комбинации, и обеспечит на продолжительное время дальнейшее развитие этих станций без каких-либо крупных дополнительных сооружений.

При таком назначении вокзалов дальние поезда на Ревель и Ригу будут переходить на Балтийскую линию по имеющейся на станции «Гатчина» соединительной ветви, для перехода же пригородных поездов с Балтийского вокзала на Варшавскую линию предположено соорудить двухпутную соединительную ветвь, протяжением около 5 верст, между «Постом 4 версты» Балтийской дороги до станции «Шоссейной» Варшавской линии, уложить 3-й и 4-й пути до станции «Лигово», для отделения пригородного движения Ораниенбаумской линии от такового же Балтийской и Варшавской и устроить у станции «Лигово» путепровод для устранения пересечения Ораниенбаумских и Гатчинских путей в одном уровне.

Разработанная схема переустройства главных путей и вокзала Балтийской линии с установлением на ней электрической тяти даст возможность довести приемную способность станции до 24 поездов в час, в том числе 12 Ораниенбаумских, 6 Гатчинских и 6 пригородных Варшавских поездов и таким образом будет обеспечена возможность прибытия и отправления с Балтийского вокзала 18.000 пассажиров в час, что представляется на долгое время достаточным для всех трех пригородных участков Северо-Западных железных дорог. Что же касается Варшавского вокзала, то его согласно проекту Министерства Путей Сообщения, предположено переустроить по схеме лучших заграничных вокзалов путем оборудования для отравления и приема поездов четырех тупиковых платформ, упирающихся в главную распределительную платформу, причем для пассажиров IV класса проектирована особая платформа. В дальнейшем предусмотрена возможность уложить еще 4 пути с устройством двух дополнительных платформ. Означенное расширение станции и путей Варшавского вокзала в достаточной мере обеспечит будущее развитие движения по линиям Северо-Западных железных дорог поездов дальнего следования.

Для снабжения электрифицируемых участков энергиею предположено сооружение центральной электрической станции в районе Морской ветви, Николаевской железной дороги, мощностью до 18.000 киловатт и 5 понижающих напряжение тока подстанций, расположенных на «Посту 4 версты» и на станциях «Лигово», «Новый Петергоф», «Гатчина» Балтийской линии и «Александровская» Варшавской железной дороги. Пригородные участки с переходом на электрическую тягу будут снабжены новым подвижным составом, состоящим из моторных и прицепных вагонов, причем освобождающиеся 56 пассажирских паровозов, 216 вагонов пригородного типа и 182 вагона дальнего следования, общею стоимостью в 6.560.000 руб., предположено передать на другие казенные железные дороги, на коих в настоящее время замечается недостаток в подвижном составе; расход же по приобретению нового электрического подвижного состава, в общей сумме 5.740.000 руб., имеется в виду покрывать за счет ежегодно ассигнуемых кредитов на приобретение паровозов и вагонов для сети казенных железных дорог.

Общая стоимость предположенных работ, за исключением стоимости подвижного состава, исчислена в сумме 15.758.250 руб., распределяемой на следующие главные категории:
Переустройство и расширение пассажирских помещений станций «С.-Петербург-Варшавский» и «С.-Петербург-Балтийский» -- 4.588.700 руб.
Переустройство путевого расположения конечных станций и устройство соединительных ветвей между Балтийской и Варшавской линиями -- 1.386.100 руб.
Переустройство путевого расположения и платформ промежуточных станций и дополнительные главные пути -- 885.450 руб.
Устройство и оборудование вагонных сараев и мастерских -- 1.310.000 руб.
Электрификация пригородных участков -- 7.588.000 руб.
Всего: 15.758.250 руб.

Все упомянутые мероприятия подлежат осуществлению в две очереди, продолжительностью каждая в три года. В первые три года проектировано сооружение обоих вокзалов с пассажирскими станциями и устройство приспособлений для введения электрической тяги на Ораниенбаумском и Балтийском участках. Общая стоимость работ первой очереди исчислена в 11.471.150 рублей. Ко второй очереди работ на общую сумму в 4.287.100 руб. отнесены: 1) постройка соединительной линии между Балтийской и Варшавской линиями, 2) укладка 3-го и 4-го путей до станции «Лигово» и 3) электрификация Варшавской линии до станции «Сиверская».
Общий проект усиления головных пассажирских станций Северо-Западных железных дорог и усиления провозной способности пригородных участков путем их электрификации был уже рассмотрен и одобрен Инженерным Советом, а расценочные ведомости работ и поставок по сему усилению утверждены особою комиссиею при Управлении железных дорог.

Представляя означенные предположения на предварительное, до внесения на законодательное обсуждение, одобрение Совета Министров, Статс-Секретарь Рухлов ввиду настоятельной необходимости приступить к предположенным работам еще в текущем году ходатайствует об отпуске по смете чрезвычайных расходов Министерства Путей Сообщения на 1913 год кредита в 600.000 руб. на указанную надобность, с отнесением сего расхода на общие по государственной росписи того же года сбережения.

Входя в рассмотрение настоящего дела, Совет Министров принял прежде всего во внимание изустное заявление Министра Путей Сообщения, объяснившего, что вопрос о переустройстве Петербургского узла Северо-Западных железных дорог был затронут, между прочим, инженером путей сообщения Енакиевым в представленном ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ исследовании его «Задачи преобразования С.-Петербурга». В означенном труде инженер Енакиев, указывая на отдаленность от центра города Варшавского и Балтийского вокзалов и отсутствие широкого и благоустроенного к ним проезда проектирует постройку объединенного вокзала Северо-Западных железных дорог на Троицкой площади, на месте, занятом ныне казармами 2-ой Гвардейской артиллерийской бригады, с проложением к нему широкого проспекта от Николаевского моста, путем перекрытия Крюкова канала и перенесения Александровской барачной больницы на новое
место. Стоимость сооружения означенного вокзала, вместе с расходом по отчуждению необходимых для сего имуществ и устройству каменных эстакад и моста через Обводный канал, исчислена инженером Енакиевым в 14.000.000 рублей. По мнению Совета Министров, предположения названного инженера о постройке объединенного вокзала Северо-Западных железных дорог на Троицкой площади и соединение его широким проспектом с Невою у Николаевского моста представляются, однако, не вполне целесообразными. Дело в том, что проектированный инженером Енакиевым новый вокзал, рассчитанный на 8 путей, был бы совершенно недостаточен для обслуживания Северо-Западного узла. Согласно проекту Министра Путей Сообщения в Балтийском вокзале для нужд пригородного движения предположено устройство 6 путей при условии пользования электрическою тягою; засим в Варшавском вокзале для дальних поездов в настоящее время требуется также 6 путей, а для дальнейшего развития движения необходимо предусмотреть еще 4 пути. Таким образом, для удовлетворения предвидимых ныне потребностей пассажирского движения проектируемый инженером Енакиевым объединенный вокзал необходимо было бы значительно расширить, что потребовало бы отчуждения гораздо большей площади земли и значительно, по крайней мере на 6.360.000 руб., удорожило бы исполнение проекта. Если же при этом исправить расценку, сделанную автором проекта в отношении стоимости отчуждаемой земли и сноса каменных строений, то стоимость объединенного вокзала, по свидетельству Статс-Секретаря Рухлова, увеличится еще на 4.300.000 руб. и составит всего сумму в (14.000.000 + 6.360.000 + 4.300.000) 24.660.000 рублей.

С другой стороны, переустройство вокзалов на прежних местах с назначением Балтийского вокзала для нужд пригородного движения, а Варшавского для поездов дальнего следования обойдется по проекту Министерства Путей Сообщения всего в сумме около 4.600.000 руб., т.е. на 20.000.000 руб. дешевле, чем по проекту инженера Енакиева. Между тем приближение намечаемого им нового вокзала к центру города сравнительно с нынешним местоположением Варшавского вокзала выразится всего в сокращении проезда на 375 сажень, что не представляет существенной разницы. Кроме того, необходимо отметить, что вместо переноса объединенного вокзала Северо-Западных железных дорог на Троицкую площадь выгоднее было бы продолжить проектируемый инженером Енакиевым проспект далее от Троицкой площади к существующим вокзалам, так как стоимость такого продолжения составила бы, во всяком случае, не свыше 5.000.000 рублей.

Приходя по изложенным соображениям к заключению, что перенесение существующих вокзалов Северо-Западных железных дорог по проекту инженера Енакиева на Троицкую площадь не представляет каких-либо существенных удобств для населения столицы и было бы сопряжено с весьма значительными единовременными и дополнительными эксплоатационными расходами, Совет Министров признал более правильным отдать преимущество предположению Министра Путей Сообщения о переустройстве С.-Петербургского узла Северо-Западных железных дорог на предположенных Инженерным Советом основаниях.

Руководствуясь изложенным, Совет Министров полагает:

Предоставить Министру Путей Сообщения внести на законодательное рассмотрение составленный ведомством путей сообщения законопроект об утверждении строительной стоимости работ и поставок по усилению головных пассажирских станций Северо-Западных железных дорог в С.-Петербурге и по увеличению пропускной и провозной способности пригородных участков этих дорог с установлением на них электрической тяги.

Таковое свое заключение Совет Министров всеподданнейшим долгом почитает повергнуть на ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благовоззрение.

Подписи: В.Н.Коковцов, В.К.Саблер, П.А.Харитонов, С.Д.Сазонов, С.И.Тимашев, Л.А.Кассо, Н.А.Маклаков, М.А.Таубе, А.Н.Веревкин.

Скрепа: управляющий делами Совета Министров Н.В.Плеве.
Tags: Российская Империя, документ, железные дороги, история, электрификация
Subscribe

  • ЧТД

    В 2013 году любовь к России перевесила чувство самосохранения у европейских марионеточных внешнеполитиков, и данные Януковичу гарантии были смыты в…

  • Как же ***бал этот ваш "кабмин"...

    Всё чаще в российских СМИ вместо русского "правительство" используется украинское "кабмин". Ладно бы какие-то шлакосми, экономящие на авторах и…

  • Апофеоз некомпетентности

    Врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков решил провести эксперимент и записаться к себе на прием, сделать это у него не получилось. «…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ЧТД

    В 2013 году любовь к России перевесила чувство самосохранения у европейских марионеточных внешнеполитиков, и данные Януковичу гарантии были смыты в…

  • Как же ***бал этот ваш "кабмин"...

    Всё чаще в российских СМИ вместо русского "правительство" используется украинское "кабмин". Ладно бы какие-то шлакосми, экономящие на авторах и…

  • Апофеоз некомпетентности

    Врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков решил провести эксперимент и записаться к себе на прием, сделать это у него не получилось. «…