nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Несбывшиеся планы

Всего за 1915-1916 годы было введено в эксплуатацию 8.530 вёрст. К концу 1916 года протяжённость железнодорожной сети достигло 72.279 вёрст (в том числе 45.518 казённых железных дорог и 26.761 - частных; в это число не вошла КВЖД - 1.619 вёрст, и железные дороги Великого княжества Финляндского - 3.866 вёрст, из которых лишь 102 версты частных).

В 1916 году Особое совещание под председательством товарища министра путей сообщения И.Н.Борисова разработало план железнодорожного строительства на предстоящие 5 лет. Все включённые в план линии делились на две группы. К первой относились линии, призванные разгружать уже имеющиеся дороги. Первоочередными среди них были признаны магистрали Москва - Донецкий бассейн (1.000 вёрст), Харьков - Пенза - Инза (900 вёрст), Александров Гай - Эмба и Кунграт - Чарджуй (1.100 вёрст). Первая из них должна была ускорить доставку угля в Московский и Петроградский промышленные районы. Её намечалось строить по кратчайшему расстоянию с применением наиболее простых технических решений. Совещание высказалось за переустройство или перешивку узкоколейной линии Рязань - Владимир, для направления угля во Владимирский промышленный район, минуя Московский узел. Следующая магистраль должна была облегчить эксплуатацию линии Харьков - Балашов - Пенза, не справлявшейся с потоком переселенческого движения из Малороссии и юго-западных губерний в Поволжье и Прикамье. Наконец, третья магистраль намечалось провести в районы нефтедобычи и хлопководства.
В план было включено несколько "пионерских" линий, призванных обслуживать отдельные отрасли промышленности, способствовавшие освоению окраин Империи, развитию курортного дела; некоторые подъездные пути и т.п. Среди них можно назвать такие линии, как Обь - Беломорская (1.500 вёрст), Котлас - Сороки (800 вёрст), Рязань - Тула - Барановичи (1.000 вёрст, включена в план по требованию военного ведомства), Ленская (612 вёрст в Якутии), Уральск - Царицын (550 вёрст), Троицк - Стерлитамак (550 вёрст), Заволжская (Оренбург - Галич, 1.213 вёрст), Южно-Сибирская (Орск - Барнаул, 1.850 вёрст) и т.д.

[...]
Совет министров одобрил финансирование строительства новых железных дорог в 1917-1921 годах из расчёта 600 миллионов рублей ежегодно (всего 3 миллиарда рублей). Никогда ранее государственное финансирование на эти цели не было столь щедрым.

[...]
В связи с разработкой планов ускоренного строительства железных дорог после окончания войны (до 6.000 вёрст ежегодно), экономист П.П.Мигулин высказался за сооружение новых заводов по изготовлению рельсов и подвижного состава. Он поддержал предложение председателя Правления Владикавказской железной дороги В.Н.Печковского о строительстве крупных металлургических заводов в районе открытых залежей угля в Кузбассе и у Магнитной горы на Южном Урале. Предполагалось строительство железной дороги Челябинск - Троицк - Орск (около 100 вёрст) к Магнитной горе.

(Источник: Сенин А.С. Железнодорожный транспорт в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.): Монография. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2009.)
Tags: Российская Империя, железные дороги, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments