nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Поздняк метаться

Мы крайне отстали в социальной сфере, и, к сожалению, не только от самых развитых стран. Это отставание сложилось исторически — в годы нашей нелегкой истории, но оно резко усугубилось из-за недавних негативных тенденций в экономике — падения темпов, которое началось с 70-х годов, застоя, стагнации, предкризисных явлений на рубеже 70—80-х годов. Негативно сказался на уровне жизни остаточный принцип выделения средств на социальную сферу, который мы развенчали в ходе перестройки.

Возьмите острейшую социальную проблему — жилищную. В среднем на человека в нашей стране приходится 15,5 м2 полезной площади жилья, около 50 млн. человек не имеют отдельных квартир или отдельных домов, 100 млн. человек (главным образом на селе) живут без канализации, водопровода и центрального отопления. Казалось бы, в этих условиях надо строить и строить. В 1960 г. 23% всех капитальных вложений страны было направлено на жилищное строительство. Впервые мы построили 2 млн. квартир. И в 1984 г. мы тоже построили 2 млн. квартир, направив на это только 14% капитальных вложений. Но население страны за это время выросло на 30%, а в городах — в полтора раза. Таким образом, в течение 25 лет мы сокращали жилищное строительство в расчете на душу населения. Развитые страны мира, которые уже имеют от 35 до 45 м на каждого жителя, строят больше нас в расчете на душу населения.
В ходе перестройки мы переломили эту негативную тенденцию и на 15% увеличили объем жилищного строительства на душу населения. На XIII пятилетку принят огромный план строительства жилья, в полто¬ра раза больше, чем мы строили раньше; до 2000 г. намечено ввести 40 млн. квартир, или 2 млрд. м2. Поставлена задача к концу 90-х годов обеспечить каждую семью отдельной квартирой, хотя, по расчетам ученых, это требует существенно больших объемов жилищного строительства, чем сейчас намечено.

Самая острая проблема на сегодня — продовольственная. Сейчас, как говорилось, готовятся кардинальные изменения в этой области. На наш взгляд, они должны касаться системы государственных закупок на селе; закупки надо либо полностью отменить, как в ряде социалистических стран, либо резко их сократить и предоставить колхозам и совхозам возможность самостоятельно реализовать сельскохозяйственную продукцию, то есть сформировать сельскохозяйственный рынок. Необходима реформа системы закупочных цен, которые сейчас во многом носят затратный и волюнтаристский характер, не стимулируют расширения производства.
Нужен плюрализм в отношении к формам собственности на селе, следует развить аренду земли, реорганизовать управление сельскохозяйственным производством и, самое главное, обеспечить социальное переустройство села.

Крупнейшая проблема — резкое расширение производства и коренное улучшение качества товаров широкого потребления. Производственная база, в первую очередь легкой промышленности, крайне отстала: 40% оборудования работает практически на грани физического износа.
Предпринимаются огромные усилия для того, чтобы выправить положение. Перераспределены капитальные вложения в эту сферу, для производства оборудования привлечены оборонные отрасли, больше выделяется валюты. Недавно в ФРГ взят заем на 3 млрд. марок для закупки оборудования для легкой и пищевой промышленности.
Принятые меры начинают давать отдачу. На 1989 г. впервые в нашей практике запланирован более чем вдвое больший темп роста группы «Б» по сравнению с группой «А». Принято решение о резком расширении производства предметов потребления. Задание XII пятилетки намечено превзойти на 24 млрд. рублей. На XIII пятилетку и в дальнейшем мы должны обеспечить приоритетное, опережающее развитие индустрии благосостояния. Это относится не только к предметам потребления, но и к сфере услуг. В прошлой пятилетке темпы ее развития определялись 4,5% в год, а в 1986—1987 гг.— 10%, сейчас намечено увеличивать сферу услуг па 15—20% ежегодно.

На закончившемся съезде врачей говорилось, что с начала 60-х годов средняя продолжительность жизни в СССР снизилась с 70 до 68 лет, увеличилась общая и детская смертность. Мы были чуть ли не единственной страной, в которой показатели здоровья в этот период ухудшались. И если к началу 60-х годов мы имели один из самых низких показателей смертности в мире, по детской смертности вровень были с Японией, по средней продолжительности жизни входили в первые 15 стран, то сейчас мы замыкаем пятый десяток по многим показателям здоровья.
В ходе перестройки произошли огромные изменения. Единовременно на четверть был увеличен бюджет здравоохранения, на 30% повышается зарплата медицинским работникам, удвоены капиталовложения на развитие медицинской промышленности, в полтора раза увеличились капиталовложения на строительство больниц, поликлиник. В улучшении здоровья населения сказалась и борьба с пьянством. В результате мы восстановили уровень средней продолжительности жизни начала 60-х годов, несколько сократили смертность. Но разрыв между нами и развитыми странами по показателям здравоохранения огромен, и очень важно, что принята долговременная программа улучшения здоровья населения и развития здравоохранения. В здравоохранение нужно вкладывать и вкладывать средства и усилия.

Крупнейшая социальная проблема — пенсионеры, которых в стране 58 млн. человек. Средний размер пенсий ниже прожиточного минимума, который, как считают ученые, составляет около 100 рублей в месяц на человека. Проект нового закона о пенсиях предусматривает резкое увеличение их размера, но для этого потребуются многомиллиардные дополнительные денежные фонды.

Из короткого обзора социальных проблем следует, что нам нужен крупный поворот в сторону благосостояния народа. И на первое место здесь выступает проблема насыщения рынка товарами и ликвидации того разрыва, который есть между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Как известно, обсуждается вопрос о реформе розничных цен. С точки зрения экономиста, наши розничные цены крайне несовершенны и не соответствуют затратам. В результате — огромные дотации на продовольствие, составившие более 60 млрд. рублей. Эти дотации распределяются крайне несправедливо, в основном высокооплачиваемым и среднеобеспеченным слоям населения. И потому в принципе нужна реформа розничных цен, предусматривающая в том числе значительное повышение государственных цен на хлеб, мясные и молочные продукты при компенсации населению дополнительных расходов с тем, чтобы уровень жизни не снизился. Но при таком огромном разрыве между платежеспособным спросом и его материальным покрытием, которое мы имеем, нужно вначале как-то улучшить обеспечение потребительского рынка. И только после этого можно вернуться к обсуждению вопроса о реформе розничных цен.
Одновременно должен быть разработан и введен в стране антиинфляционный механизм. Отсутствие его даже сейчас приводит к тому, что под давлением спроса идет скрытое повышение цен. Завершая изложение социальных вопросов, надо сказать, что наша задача заключается в том, чтобы в течение трех-четырех лет значительно повысить благосостояние народа.

(Из доклада академика Аганбегяна "О проблемах социально-экономического развития СССР на перспективу" на общем собрании Академии наук СССР в 1989 году)
Tags: СССР который мы потеряли, как жЫть раньше, эффективная советская экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments