nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Category:

О Нагорной проповеди

Почему-то именно сейчас меня дико взволновал смысл заповеди «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное». Периодически эта фраза выступает из недр сознания, но только сегодня ночью понял, что если не попробую понять суть данного выражения – впервые за 34 года буду мучиться бессонницей))
Не стану фиксировать весь ход рассуждений по теме Нагорной проповеди вообще и Заповедей блаженства в частности, так как здесь все-таки ЖЖ, а не теософский диспут. Перейду сразу к пункту «выводы».
С моей точки зрения, все достаточно просто (ибо все гениальное — а я считаю христианство гениальным изобретением — должно быть просто)...

Каноническая трактовка.

Блаженство – высшее счастье. 
«1  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.»
«2  И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:»
«3  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.»
Состояние, когда человек живет ради себя и центром своей внутренней вселенной имеет собственное “я”, именуется гордыней. А состояние, обратное гордыне, когда человек потесняет свое “я” в сторону, а в центр жизни поставляет Бога, именуется смирением, или нищетой духовной. В противоположность злату диавола, обращающемуся в глиняные черепки, нищета духовная оборачивается великим богатством, ибо в этом случае на месте духа злобы, эгоизма и противления в человеке поселяется и животворит Дух Божий. «4  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.»
“Блаженны плачущие” означает, что страдание есть реальность нашего мира, и даже более — составляющая полноты человеческой жизни. Жизни без страдания не бывает, потому что такая жизнь была бы уже не человеческой, а какой-то иной. И потому страдание следует воспринимать как данность, как одну из ипостасей удела человеческого. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания.
«5  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.»
Кротость — это великая способность человека понять и простить другого. Она есть результат смирения. А смирение, как мы говорили ранее, характеризуется способностью поставить в центре своей жизни Бога или другого человека. Человек смиренный, нищий духом, готов понимать и прощать. И еще кротость есть терпение и великодушие. Кротость, воспринимаемая многими как слабость, оборачивается великой силой, способной не только помочь человеку в решении стоящих перед ним задач, но и ввести его в наследие землей, то есть обеспечить достижение главной цели — Царства Божия, символом которого здесь является земля обетованная.
«6  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»
Алчущий и жаждущий правды человек насытится ею вполне и вкусит от полноты истины только тогда, когда предстанет он перед лицом Славы Божией. Это будет уже в мире ином. Именно там, у Престола Господня, открывается вся правда и является Истина. «7  Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.»
Милость, или милосердие, — это прежде всего способность человека действенно откликаться на чужую беду. Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь.
«8  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.»
Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние личности есть непременное условие Богопознания. Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и прилагающему грех ко греху, сеющему зло и совершающему беззаконие, — такому человеку никогда не будет дано принять в окаменевшее сердце свое Всеблагого Бога.
«9  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.»
По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир. В этом случае мы станем сынами Божиими по благодати, ведь, по словам того же Златоуста, “и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее”.
«10  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.»
Господь здесь говорит о награде людям, взыскующим правды: они обретут то, к чему стремится их душа. Борьба за правду есть то, к чему призваны в этом мире христиане.
«11  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.»
Эта последняя Заповедь Блаженств звучит особенно драматично, ибо она о тех, кто принимает мученический венец за исповедание Христа Спасителя. То есть блажен тот, кто пострадал за правду: воздаяние ему уготовано на Небесах. Но тогда почему блаженны? Да потому, что именно в момент наибольшего напряжения человеческих сил в стоянии за правду Божию открывается полнота этой правды.
«12  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»

Моя трактовка.
Блаженство – спокойствие и счастье, т.е. такое состояние человека, находясь в котором он не обращает внимание на какие-то досадные мелочи (или не мелочи). Таким образом, Заповеди блаженства рассказывают последователям не о том, как достичь высшего счастья, а о том, как оставаться спокойным в тяжелых ситуациях, которые могут происходить при несении учения, так сказать, в массы.
«1  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.»
«2  И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:»
«3  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.»
Здесь мне кажется, речь идет о том, что ищущие дух, то есть того, что объясняло бы не только материальные, природные вещи, должны знать, что таковое объяснение есть. Иными словами: все в порядке, для тех, кто ищет объяснение жизни, — есть новая религия.
«4  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.»
Продолжение предыдущей мысли, только про тех, кто ищет это самое объяснение жизни и не может найти, от чего сильно переживает (например, не понимает, что такое смерть и очень ее от этого боится). Таким, получается, говорится: не хнычьте, есть нужные объяснения.
«5  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.»
Здесь, мне кажется, речь идет об обретении твердости (земля=твердыня=твердость) без суетливости. То есть те, кто хочет обладать новым знанием (верой), должен спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой, потихонечку изучать это новое знание. И понемногу вера окрепнет. Нельзя же сразу поверить, в одно мгновение.
«6  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»
Продолжение предыдущей мысли. Те, кто хочет настоящего знания (веры) — получат его у Иисуса. И те, кто обратится в новую веру, — получат максимум этого самого настоящего знания. Также, возможно, речь идет о том, что те, кто не могут поверить просто так, без объяснений, получат этих объяснений достаточно для того, чтобы поверить. И поверят.
«7  Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.»
Мне кажется, что речь идет о том, что тот, кто помогает другим познать новую истину, сможет сам лучше ее понять. Как учитель, объясняющий что-то ученикам, сам начинает лучше, более глубоко понимать то, о чем говорит, благодаря постоянному обдумыванию этого. То есть — проповедуя новую религию, таковой человек лучше поймет ее суть сам.
«8  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.»
Вероятно, речь идет о том, что для того, чтобы прочувствовать новую веру, нужно отбросить всякие прежние представления о божественном. То есть забыть всех языческих богов и узреть нового Бога.
«9  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.»
Миротворцы, мне кажется, все-таки имеют меньшее отношение к разруливанию конфликтов, чем принято считать. Думаю, речь идет о построении нового общества, общины, которая и называлась миром. То есть организаторы, менеджеры, те,  кто будет вокруг себя собирать последователей новой религии, — будут иметь более высокий статус.
«10  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.»
Речь о том, что не нужно бояться того, если где-то проповедников не сразу поймут и погонят прочь. Царствие есть, истина есть — через год вернитесь и повторите попытку. Волноваться нечего, Москва не сразу строилась.
«11  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.»
Продолжение предыдущей мысли: будут ругаться и гнать — оставайтесь спокойными. Не обращайте внимания на хулиганье, вернитесь попозже.
«12  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»

Итого, по трехчасовому размышлению вышло у меня, что нагорная проповедь — замечательный вариант планерки, летучки или как еще можно сие действо назвать. Главный инструктирует подчиненных на предмет несения истины в массы. Кратко, емко, по сути. Что у него обычно хорошо и получается.

цЫтата: «В очередной заметке Лемкуса говорилось: "Как замечательно выразился Иисус Христос..." Далее следовала цитата из Нагорной проповеди... Так Лемкус похвалил способного автора.» © Сергей Довлатов, «Ремесло. Соло на «Ундервуде»

Таким образом, в очередной раз я сам для себя убедился в том, что на самом деле христианство — более простая вещь, нежели на нее накрутила церковь (точнее, самые разные церкви), в попытке сильнее запутать человека и привязать его к формальной стороне вопроса. И вообще, я  всегда считал, что вера должна быть внутри человека, а не снаружи. У храмов не должно быть стен, а служителем культа каждый должен быть для себя сам. Хотя, конечно, должны существовать некие места, например, монастыри, где люди занимаются религией профессионально и куда можно прийти и поговорить. И, главное, поспорить. Ибо поскольку аудиозаписей, кино-, фото- и видеодокументов того времени нет, а имеющиеся печатные источники информации (как я понимаю) иногда вызывают определенные сомнения, то истина может родиться исключительно в спорах, а не в догмах.
В общем, как-то так…

P.S. Кстати, те комментарии, которые приведены (конечно, только маленькими цитатами) в разделе «Каноническая трактовка», принадлежат Патриарху нашему Кириллу… Вот так странно получилось — маленькая заноза в мозгу превратилась в заочную дискуссию с Патриархом… Надеюсь, он на меня не обидится)))
P
.P.S. С чего это меня в принципе в час ночи на тему религии пробило… М-да, вопрос…

Tags: необъяснимое, религия, с чего бы это
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments