nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Ледники и холодные склады разных типов (1912 г.)


Холодные помещения для хранения скоропортящихся продуктов распределяются на помещения, служащие: для домашних, хозяйственных надобностей, для хранения выделываемых на продажу продуктов, и на помещения для торгового и для общественного пользования.
К первым двум категориям относятся ледники простейшего и усовершенствованных типов, называемые часто в просторечии погребами.

Подробные описания ледников ("Устройство их и уход") составлены по инициативе Холодильного Комитета инженер-технологом С. Л. Соколовским. (СПБ. 1910 г.).
Издание снабжено 17 рисунками в тексте и 14-ю отдельными таблицами чертежей. В числе последних находятся таблицы по устройству ледника по проекту архитектора В. Шретера и проект-эскиз ледника.

Другие труды с описанием устройства простых ледников указаны в IV Отделе под рубрикой "Холодильное дело". Здесь отметим еще сведения, имеющиеяся в нижеуказанной книге Н. Бородина и в статье, помещенной в "Сельском Хозяине" за 1890 г. (ьь 29 и 30) В. Корсакова, в которой даются краткие описания ледников старого и нового типов.

Стоимость устройства более или менее рационального типа домашнего ледника определяется около 300-350 рублей.

Кроме набивки таких ледников, рекомендуется устройство запасных льдохранилищ. Испытанным и простейшим способом устройства такого запаса признается следующий: навозив в одно место возов 100 льда, укрыть кучу слоем в 1/2 аршина опилок и сверху сеном, или же сделать конусообразную яму, обращенную основанием к поверхности земли, выложенную мелкой щепой (на 4 вершка). Сверху лед прикрывается той же щепой вершков на 5. Над ямой устанавливается конусообразный шатер, покрытый соломой.

При этих способах запасный лед, даже при условии сильной жары и сухости воздуха, может сохраняться до середины лета.

Устройство больших холодных складов, в особенности с искусственным охлаждением продуктов, требует значительных, а порой и очень больших затрат и специальных знаний.
Иностранная литература весьма богата трудами по холодильному делу вообще и, в частности, по вопросам об устройстве и эксплуатации таких складов; русская же литература не изобилует пока выдающимися и обстоятельными изданиями по вопросам этого характера.

По отношению к устройству холодных складов разных типов, укажем, между прочим, на: статью В. Н. Рулева, помещенную в изданном Холодильным Комитетом извлечении из трудов первого международного конгресса по Холодильному делу в Париже, и на изданный Главн. Упр. Землеустр. и Землед. труд Н. Бородина: "Искусственное охлаждение и применение его к хранению и перевозке скоропортящихся продуктов".

Вопрос об организации торговли скоропортящимися продуктами с применетем холода разработан в статье О. А. Гана. Статья эта помещена в вышеупомянутом "Извлечении".

Перечень существующих в России холодных складов

У нас в России выработался специальный тип "ледника-выхода". "Выхода" эти служат для охлаждения помещений, в которых производится, в теплое время, массовый посол рыбы в районе каспийских рыбных промыслов, - главным образом, близ Астрахани.
Значительное распространение имеют ледники для охлаждения помещений на пивоваренных заводах.
При скотобойнях насчитывается менее десятка холодильников.

Средняя вместимость 30-ти, находящихся в России, зарегистрированных Холодильным Комитетом охлаждаемых помещений, с разными назначениями и разнообразных устройств, определилась в 666 куб. саженей на каждое устройство. Наряду с очень крупными складами, на 7000 куб. саженей и даже более, оказались крохотные камеры в 1 куб. саж. (на судах).

Кроме указанных выше холодных складов для рыбы и холодильников на пивоваренных заводах и при скотобойнях, существуют в Poccии холодные склады разных устройств для общественного пользования, для хранения мяса, битой птицы, яиц, масла, фруктов и проч.

Самый большой в России склад - рефрижератор, находится в Риге, на правом берегу Западной Двины. Он действует с 1902 г. и принадлежит английской фирме "Унион". Вместимость склада - 7236 куб. саж. По некоторым сведениям, в складе этом может быть помещено до 200 тысяч бочонков масла.

Той же фирме принадлежат склады в С.-Петербурге, Козлове и Кургане. Все они построены по одному образцу и представляют типичные холодные склады промышленного типа, но вместимость склада в Козлове меньше, чем в Рижском складе, а на складе в Кургане еще менее.
В складах этой фирмы принимаются на хранение: мясо, масло, яйца, фрукты, ягоды и проч. товары.
Склад в Козлове находится в центре яичной торговли.

В С.-Петербурге (в Новом Порте) выстроен в 1904 году С.-Петербургским Биржевым Комитетом амбар-ледник. Склад этот начал действовать с весны 1905 г. и предназначен, главным образом, для хранения экспортируемого за границу сибирского масла и охлаждается натуральным льдом. Здание разделено на три сообщающиеся между собой помещения: два - площадью каждое по 315 кв. метров и среднее - 156 кв. метров. Внешние и внутренние стены ледника двойные, а между ними образуется резервуар для льда в 3 арш. 13 верш. ширины и в 3 1/2 арш. высотой, набитый льдом. Наружные стены здания бревенчатые, обиты толем и обшиты двумя рядами досок, между которыми набит торф; кроме того, с юга, востока и запада стены защищены от солнца навесом. Потолки тоже из двух рядов досок с толевою и торфяною прослойками; пол сделан из каменных плит. Наружные стены и крыша выкрашены в белый цвет, внутри же выбелены известью. Общий объем льда в леднике 120 куб. саж.; полезная площадь склада 173 кв. саж., окруженная с трех сторон галлереей. а объем, при высоте 4 арш., равен 230 куб. саж. Склад вмещает около 14000 бочонков масла, или до 900 тонн масла брутто. Средняя температура во время навигации держится от+3ш до+4ш Р.

В Виндаве Обществом московско-виндаво-рыбинской железной дороги устроены: два железо-бетонные погреба-ледника, с полезной площадью в 104 куб. саж., емкостью, приблизительно, на 5200 бочонков масла; два амбара-ледника, каждый на 18. 000 бочонков, и плавучий ледник на 8000 бочонков.

В Москве строятся в настоящее время холодные склады общественного пользования при двух железнодорожных линиях: при рязанско-уральской и московско-казанской железных дорогах; окончательно спроектирован также холодильник при ст. "Москва" Николаевской железной дороги, запись на места которого в несколько раз превысила проектируемую площадь. Решили также строить холодильник для скоропортящихся продуктов владельцы Охотного ряда.

Склад на московско-казанской жел. дор., сооружаемый при ст. "Москва" близ пассажирского вокзала, на месте весьма удобном для торговцев, рассчитан на 200 вагонов различных продуктов: рыбы, битой птицы, масла, яиц, фруктов; с осени он будет уже открыт для эксплуатации. Холодный склад при рязанско-уральской жел. дор. строит известная английская фирма, владеющая 20-ю холодными складами в различных государствах.

Как на единственный прирыночный склад общественного пользования можно указать на недавно построенный склад в Варшаве. Общая площадь подвальных помещений этого склада = 800 кв. метров. Устроено 4 холодных камеры на 5600 куб. м.; 2 из них для свежего мяса с температурой -2 до -4ш, 1 для рыбы свежей (0-3ш), один для фруктов и овощей - (2 до 4ш). Сверх того, при складе устроена ледоделательная машина на 300 пудов ежедневно приготовляемого льда. Охлаждение производится двумя холодильными машинами на 100. 000 калорий каждая.

Рынком сбыта для сибирского масла служит, главным образом, Англия. Для перевозки масла с мест производства до портов Балтийского моря потребовалось организовать па всем пути, достигающем расстояния в 4-5 тысяч верст, целую цепь холодильников. В местах отправки построены были при станциях железных дорог пакгаузы-ледники для хранения масла, а именно: на станции Обь - ледник вместимостью в 30000 пудов масла, на ст. Курган и Омск - вместимостью по 20000 пуд. и на ст. Каинск и Петропавловск - пакгаузы на 10000 пуд. каждый. Затем потребовалось построить вагоны-ледники, а для снабжения их льдом в пути были устроены льдохранилища через каждые 250 верст.
При перевозке скоропортящихся продуктов по железным дорогами употребляются вагоны-рефрижераторы и вагоны-ледники; по водным путям, кроме перевозки товаров на обыкновенных судах и пароходах, работают подвижные холодные склады с искусственным охлаждением, под названием пароходов-рефрижераторов.

У нас в России нет вагонов-рефрижераторов. Проект такого вагона с искусственным охлаждением (компрессором), с пояснительною запиской, составлен инженер-технологом С. Л. Соколовским (СПБ. 1909 г.). Рисунки и описания таких вагонов находятся также в изданиях Холодильного Комитета и в труде Н. Бородина.

Пароходы-рефрижераторы курсируют в России по двум линиям. Принадлежат они фирмам Гельмсинг и Гримм (в Pиге) и бр. Лаасман (Петербург).
Наибольшее число пароходов этого типа работает на Дальнем Востоке.

С конца прошлого столетия употребляются в России вагоны-ледники. Пользование ими возможно лишь там, где имеются на пути запасы льда, из которых можно дополнять карманы вагонов-ледников льдом через каждые 250-300 верст.

Хорошее устройство вагона-ледника заключается, между прочим, в тщательной изолировке стенок и герметическом устройстве дверей и люков.

В России имеется около 2000 вагонов-ледников, занятых в летнее время, главным образом, перевозкой сибирского масла. На пути Курган-Рига имеются запасы льда.
Следующие данные указывают на рост числа вагонов-ледников в соответствии с экспортом сибирского масла:


Стоимость устройства холодных складов и их эксплуатация

Стоимость устройства склада-рефрижератора в Риге фирмы "Унион" нам неизвестна.
По общим сводным данным, находящимся в издании Холодильного Комитета "О применении искусственного охлаждения", устройство машинного холодного склада, считая здание и оборудование машинами и трубами, можно определить, приблизительно, по расчету около 300 р. за 1 куб. саж., если склад не менее 800-900 куб. саж. Ежегодные расходы выражаются приблизительно 10% стоимости склада.

Норму валового дохода склада можно считать по 40 коп. с 1 куб. ф. вместимости. При такой норме доходность склада на 300000 куб. ф. стоимостью в 265.000 рублей, выразится в 120.000 руб. (считая эксплуатационные расходы и аренду в 50000 руб. и другие расходы еще в 20000 руб.), с чистым доходом около 50000 руб., что, при указанной сумме стоимости склада, должно принести приблизительно 20% на затраченный капитал.

В труде Н. Бородина "Искусственное охлаждение" имеются следующие сведения о стоимости холодильного устройства.

Стоимость устройства зависит, прежде всего, конечно, от размеров предполагаемых операций, а стало быть, от размеров холодного помещения. Чем оно обширнее и чем больше разница температуры наружной и той, при которой нужно сохранять продукт, тем, при прочих равных условиях, устройство будет дороже, так как потребуются более дорогие (больших размеров) холодильные машины и большее количество топлива. Чтобы сделать соображения о приблизительной стоимости холодильного устройства, нужно исходить из кубической вместимости подлежащего охлаждению помещения, температур, которые придется в нем поддерживать, и продолжительности работы холодного склада.

Кубическая вместимость холодного склада определяется на основании данных о количестве подлежащих хранению продуктов и занимаемого ими объема.

К сожалению, точных и полных данных по этому предмету не имеется, почему приходится довольствоваться более или менее отрывочными сведениями, которые Бородин счел полезным привести. Одна кубич. сажень мороженой рыбы, сложенной в поленницу, весит около 300 пудов, или около 30 пуд. на 1 куб. метр.
Мяса в мороженном виде помещается 325 килогр. = около 20 п. на 1 куб. метр.
Дичи - 300 килогр. (18, 7 пуд.) на 1 куб. метр.
Яиц - 3.500 шт. на 1 куб. метр, или 1 мил. яиц занимает 300 куб. метров* (По сообщенным В. С. Татариновым сведениям ящик яиц имеет 41 в. длины, 12-13 в. ширины, 5-6 в. вышины. Выдерживают плашмя до 12 ящиков друг на другие без прокладки. 12 ящиков указанных размеров займут 7,03 куб. - 2, 5 куб. м. В ящике 1. 440 яиц, в 12 - 17. 280 яиц; на 1 куб. м. 6. 912 яиц, т.е. около 7. 000, или вдвое более вышеприведенной цифры, взятой Бородиным у Ловердо).
Масла - от 5 до 7 бочек (по 3, 1 пуд.) на 1 куб. метр* (По сообщенным тем же лицом сведениям, русские бочонки для масла имеют 13 вершков вышиной и 10 вершков в диаметре, ставить их можно до 5 боч. один на один (стоймя), с прокладкой тонкими досками. Таким образом, 500 бочек займут 5, 84 куб. с.- 56, 49 куб. м., или на 1 куб. метр поместится 8, 8 боч. по 3, 1 п. - 27, 28 пуда. По многим литературным данным исчисляется помещение на 1 куб. метр - 5 бочек). Фруктов - 240 кг (=15 пуд.) на 1 куб. метр. Определив вместимость будущего холодного склада, следует сделать надбавку на проходы, коридоры, передние и т.д. около 10%, и полученную величину в кубич. метрах или футах следует уже принимать за основание исчисления стоимости холодильного устройства. При этом необходимо иметь в виду, что чем меньше склад, тем каждая кубическая единица его вместимости обойдется дороже и наоборот. Так, Ловердо приводит расчеты стоимости холодного устройства: на 600 куб. м., которое обходится в 200. 000 франков, или 333 фр. за 1 куб. м., и на 8. 000 куб. м. (=250000 куб. ф.) в 461535 фр., или несколько более 57 фр. за 1 куб. метр. Точно также относительно уменьшаются и расходы по эксплуатации с увеличением размеров склада. Так, по подсчету того же автора, холодный воздух в складе на 8000 куб. метров обойдется всего по 18 фр. в год, тогда как в складе на 600 куб. метров он обойдется в 85 фр. Этим и обусловливается централизация холодных помещений и выгоды именно от больших складов, а не от многих складов малого размера. Тот же автор дает очень важное указание, что наиболее экономична, в смысле уменьшения потерь охлаждения через стены, при прочих равных условиях, форма здания, близкая к кубу, так как при такой форме площадь наружных стен, а стало быть, потеря холода наименьшая.

Стоимость холодильных машин больших размеров он определяет в среднем около 60 фр. за 100 калорий, при малых машинах - 100 фр. и более за те же 100 калорий. Расходы по эксплуатации, по его подсчетам, определяются для склада на 8000 куб. м. в 1832,5 франков в неделю, или 9590 фр. в год, а с амортизацией около 145. 000 фр. Общую стоимость такого склада он определяет в 461535 фр.

Применяясь к русским условиям и имея в виду немецкие заводы по поставке холодильных машин, склад вместимостью на 300000 куб. ф. =8,350 куб. метр. =868,9 куб. саж. для хранения всяких скоропортящихся продуктов, причем 1/3 часть его предназначена для мяса, 1/3 часть для масла и яиц и 1/3 для рыбы и др. продуктов, обойдется:

Здание - около 110.000 р.
Холодильное устройство (двигат. сила в 142 лош., холод. машины 2 по 90.000 калориф, трансмиссия, трубы) - около 75.000 р.
Пошлина, доставка, установка и пр. - 60.000 р.
Итого - 245.000 р.

Если добавить дополнительно на электрическое оборудование и улучшение изолировки 20. 000 рублей за округлением, можно, почти безошибочно определить стоимость такого склада в 265, 000 руб., или в среднем стоимость 1 куб. саж. его около 305 руб.
Расходы по эксплуатации можно считать равными около 10% стоимости склада, т.е. около 26,500 руб. в год.
В изданиях Холодильного Комитета имеется еще одно ценное указание на расходы по эксплуатации машинных складов.
Годовые расходы по эксплуатации таких складов выражаются в общем в 15 - 30% стоимости холодильных машин.
В особом положении находится абсорбционная, аммиачная машина. Стоимость 1.000 калорий при такой машине в 100.000 калоpий определяется всего в 280 до 300 рублей, эксплуатационные расходы 5 руб. 60 коп. один час - 100.000 калорий.
Здание холодильного машинного склада среднего размера для яиц и замораживания рыбы, с охладительной способностью в 39 калорий, обошлось в 30 тысяч рублей.
По вопросам о стоимости построек некоторых из перечисленных выше русских холодных складов и о способах эксплуатации их мы располагаем следующими, частью опубликованными, частью, собранными данными:

Сведений о стоимости устройства и оборудования складов фирмы "Унион" в Риге, Козлове и Кургане, как было уже упомянуто выше, мы не имеем. Стоимость Виндавского ледника на 10 тыс. боч. масла выразилась в сумме около 15 тыс. рублей.
Холодильник для разных скоропортящихся продуктов, устраиваемый при Московско-Уральско-Рязанской железной дороге, фирмой "Унион" (Бр. Э. Г. и В. Вестей) строится в 7 этажей на 1000 вагонов. Объем склада 1500000 куб. футов. Стоимость еще не выяснена.
В Москве же устраивается холодный склад близ Рязанского вокзала для хранения скоропортящихся грузов Московско-Казанской жел. дор.; склад устраивается железно-бетонный на 200 вагонов грузов (масло, рыба, битая птица, яйца, фрукты).
Наиболее подробные сведения имеются о холодном складе С.-Петербургского Биржевого Комитета в Новом Порте в С.-Петербурге.
Устройство зданий этого склада, предназначенного, главным образом, для хранения вывозимого из Сибири за границу масла, было описано выше.
В амбаре-леднике С.-Петербургского Биржевого Комитета, охлаждаемого натуральным льдом, производится кратковременное хранение масла от выгрузки из вагонов до нагрузки на пароходы в навигационное время.
Устройство его, рассчитанное на одновременное хранение около 15 тысяч бочонков (около 50-55 тыс. пуд. масла) обошлось в 20 тысяч рублей.
Температура, поддерживаемая в нем: при закрытых дверях +3ш до +5ш Р., а при открытых не более +6ш до +7ш.
Действия амбара начались со 2 июня 1905 г. и по 6 ноября этого года через склад прошло 145712 пуд. масла по 636 отправкам, что составляло 80,5% всех 181 тыс. пуд. масла, отправленного в навигацию 1905 г.
В 1906 году через склад прошло 256,872 пуда по 865 отправкам, или 92,4% из 278000, прошедших через Новый Порт в навигацию этого года, а в 1907 году - 517345 пуд. по 1671-ой отправке. Показателя всей отправки масла из Нового Порта в 1907 г. мы не имеем.
Из указанного числа партий масла большая часть хранилась не более 7-ми дней.
В 1905 г. из 636 отправок более 7-ми дней хранилось только 30 отправок, из которых только 12 на срок от 10 до 29 суток.
В 1906 г. из 865 отправок более 7-ми суток хранилось 44 отправки. Из них 33 партии от 8-14 суток, 7 партий от 15 до 21 суток и 4 партии до 36 суток.
В 1907 году из 1671-ой отправки:

От 8 до 14 суток 36 отправок;
От 15 до 20 суток 12 отправок;
От 22 до 28 суток 12 отправок;
От 30 до 39 суток 8 отправок;
От 42 до 58 суток 7 отправок;
Всего свыше 7 дней 75 отправок.

Расход льда был следующий:
Первоначальная набивка ледника льдом в 130 куб. саж. обошлась в 585 руб.
В навигацию 1905 года расход льда для хранения прошедших через склад 146 тыс. пуд. масла составлял от 0,25 до 0,3 коп. за пуд масла.
В 1906 г., при 257 тыс. пуд. масла - около 0, 14 коп. с пуда.
В 1907 г., при 517 тыс. пуд. - 0,061 коп. с пуда. К началу навигации 1906 г. оставалось из набитого первоначально в 1905 г. льда на столько, что набивка в 1906 г. стоила всего 200 рублей.
Расходы на лед для навигации 1906 и 1907 годов при более напряженной работе склада составляли в 1906 г. - 374 руб., и в 1907 г. - 325 руб.

Тариф по хранению товара указан ниже.
В течение первого трехлетия действий склада было выручено за хранение масла:

В навигацию 1905 г. (146 т. п.) 2.771 руб.;
В навигацию 1906 г. (257 т. п.) 4.634 руб.;
В навигацию 1907 г. (517 т. п.) 9.673 руб.

Расходы по эксплуатации склада за указанный период времени распределялись следующим порядком:

* (Манипуляция по складу масла в ледник из вагонов и погрузка на пароходы, что составляло 0, 6 коп. с пуда масла брутто).
**Расход на добавочный лед был, в среднем, около 350 руб. в год.

Сведениями о стоимости и доходности прочих холодных складов, перечисленных в перечне их, мы не располагаем.

Тарифы по хранению разных продуктов в русских и заграничных холодных складах; аренда их и ссуды под товары, находящиеся на хранении

В упомянутом выше труде Бородина приведены, взятые из книги Ловердо* (J. de Loverdo. "Le froid artiflciel etc."), тарифы по хранению в чужеземных холодных складах разных скоропортящихся продуктов.

Извлекаем некоторые сведения о нормах этих тарифов. В парижском холодном складе под биржей взимают следующие платы:
Мясо мороженое с оптовиков:
За 100 килогр. в день - 0,50 фр.
За тонну в месяц - 150 фр.
Мясо мороженое с мелочных торговцев:
За 100 килогр. в день - 0,75 фр.
За тонну в месяц - 225 фр.
Мясо свежее за количества менее 100 килогр.:
За 1 килогр. в день (не менее 0,25) - 0,02 фр.
Мясо свежее за колич. более 100 килогр.
За 1 килогр. в первый день - 0,02 фр.
За 1 килогр. в следующие дни - 0,015 фр.
Дичь и птица замороженые:
За 100 килогр. в день - 0,30 фр.
За 1 тонну в месяц - 60-90 фр.

Несколько иначе построен тариф в английских холодных складах. Там преобладает поштучная плата:
Птица: индюшки и гуси.
За 1 шт. в неделю или часть недели - 0,20 фр.
Мелкая (куропатки, рябчики) - 0,10 фр.
Мясо за 1/4 туши (температ. 0ш).
1 день - 1,25 фр.
2 дня - 1,85 фр.
3 - 7 дней - 2,50 фр.
Баранина за штуку (мороженая).
1 день - 0,65 фр.
2 дня - 1,25 фр.
3 - 7 дней - 1,85 фр.
Свинина за шт. тариф одинаков с таковым за 1/4 туши мяса.
Масло за 100 килогр. в неделю - 2,58 фр.
Фрукты за 100 килогр. в неделю - 2.50 фр.
Мороженая рыба в неделю за 1 шт. - 0,50 фр.
Наиболее детализирован и разработан тариф в американских холодных складах. Приводим выписку тарифов для распространенных продуктов в следующей таблице:


Затем Н. Бородин приводит из сведений, собранных Н. А. Крюковым, следующие тарифы для складов Сев.-Америк. Соед. Штатов:


А для одного из английских холодных складов по отношению к 1900-1901 г.:


Весьма важной в практическом отношении чертой финансовой организации северо-американских холодных складов является то, что почти всегда для оптовиков холодные склады обеспечивают выдачу под хранимые товары ссуд в размере 66-75% их стоимости, сроком на 3-4 месяца.
Из разных собранных сведений видно, что склады в России взимают:

Холодный склад фирмы "Унион", в Риге.


Когда в 1904 г. шла речь об устройстве фирмою "Унион" склада в С.-Петербурге при содействии С.-Петербургской яичной биржи, то эта фирма предполагала взимать 6 1/2 коп. за пуд масла в 14 первых дней и 2 1/2 коп. за пуд в течение последующих дней, и за ящик яиц в 12 дюжин (1440 шт.) от 88 коп. до 1 руб. в месяц, каковые таксы биржа нашла чрезмерно высокими. В Москве за хранение рыбы в холодном складе в течение 3 летних месяцев предлагали платить по 1 руб. с пуда в месяц.

Амбар-ледник С.-Петербургского Биржевого Общества в Новом Порте взимал:
В течение 1-й недели 1/5 коп. с пуда масла в сутки, в течение 2-й недели 3/10 коп. с пуда масла в сутки, считая расходы по приему товара с железной дороги, по проверке веca и складу в ледник, по хранению и за нагрузку на пароход.

Из сдававшихся в аренду складов в полном их объеме, или частично по камерам, наблюдался всего чаще попудный сбор по следующей таксе:
Астраханский склад (для рыбы): в месяц по 50 коп. за пуд.
Склад Общественного пользования "Унион":
Домашняя птица и дичь в незамороженном виде:
За первые 28 дней или часть этого времени по 40 коп. с пуда.
За каждую следующую неделю по 3 коп. с пуда,
а в количестве менее одного вагона в 1-е 7 дней или часть этого времени 4 коп. с пуда.
В замороженом виде:
В количестве не менее одного вагона за первые 28 дней или часть этого времени 16 коп. с пуда.
и за каждую последующую неделю по 3 коп. с пуда.
В складе Южно-русского Общества для торговли домашними животными на станции Грязи взималось:
За охлаждение по 10 коп. с пуда.
За замораживание талой птицы 20 коп. с пуда.
За замораживание полузамороженной птицы 10 коп. с пуда.
Камеры (62 куб. саж.) сдавались в аренду на 4 месяца за 900 руб.
Ссуды под складываемые товары выдаются только Южно-русским Обществом и при том исключительно под товары, отправляемые в Петербург: мясо и свинину в размере 3-4 руб. за пуд мяса, и до 5 руб. за пуд свинины.

Склад фирмы "Унион" выдает, по желанию клиентов, варранты на сложенный в склад товар, и под эти варранты выдают ссуды банки, находящиеся в сношениях с упомянутой фирмой.

(Из Степановский И.К. Маслоделие - богатство Севера. - Вологда, 1912)
Tags: Российская Империя, история, промышленность, сельское хозяйство
Subscribe

  • ЧТД

    В 2013 году любовь к России перевесила чувство самосохранения у европейских марионеточных внешнеполитиков, и данные Януковичу гарантии были смыты в…

  • Как же ***бал этот ваш "кабмин"...

    Всё чаще в российских СМИ вместо русского "правительство" используется украинское "кабмин". Ладно бы какие-то шлакосми, экономящие на авторах и…

  • Апофеоз некомпетентности

    Врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков решил провести эксперимент и записаться к себе на прием, сделать это у него не получилось. «…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments