nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Большевистская логика "до" и "после"

На думском заседании 29 октября 1913 года обсуждался вопрос безопасности на российских железных дорогах. Незадолго до этого произошло несколько железнодорожных катастроф, в которых погибло 97 человек, и думцы решили обсудить "как жить дальше", считая, что работа МПС далека от идеала.

Судя по упоминаниям в стенограмме заседания, в обществе за катастрофами частенько видели действия злоумышленников (тех, что потом назовут вредителями, т.е. злоумышленниками в том числе и с политическими задачами).

И вот что заявил о версии злого умысла член большевистской фракции Роман Малиновский (персонаж мутный - был осуждён за воровство, потом вступил в РСДРП, затем стал агентом охранки, чтобы не помешали стать депутатом, в 1914 году внезапно слился в Германию, а в 1918 по возвращению в Россию был по решению Верховного трибунала ВЦИК расстрелян как провокатор, - но сейчас нас интересует не его мутность, а логика дореволюционных большевиков):

Гг. Члены Государственной Думы. Из внесённого кадетской фракцией вопроса мы видим, что за последние 37 дней катастрофы на железной дороге повлекли за собой до 100 чел. убитыми. Катастрофы перекинулись из Владикавказа в Двинск, с Урала в Варшаву, из Ташкента в рыбинск, и я думаю, что было бы ошибочно поддерживать то мнение, что это есть результат сговора злоумышленников. Я думаю, что существование такой организации, такой сплочённости, чтобы везде действовали злоумышленники, это безусловная ошибка. Причина, по нашему мнению, кроется гораздо глубже, и хотя бы в кратких чертах мне бы хотелось в ней разобраться. Мне кажется, что если проследить всю политику Министерства Путей Сообщения и главного его руководителя - министра Рухлова, то других результатов и ожидать нельзя было. Если мы эти результаты видим сегодня, а не полгода назад, то это только простая случайность. Ещё год, два тому назад мы были свидетелями неоднократного давления министра Рухлова на то, чтобы главной руководящей нитью при поступлении рабочих на железную дорогу было соображение политического характера. Какой рабочий, какова его подготовка, каков его культурный уровень, всё это отошло на задний план, а главная задача - не протестует ли он, или не протестовал ли он, или, может быть, недоволен он тем существующим строем, тем правительством, той политикой, которая ведётся. И по нашему мнению, если искать где-нибудь причины, почему начались так часто катастрофы, то их нужно искать в том политическом бесправии, в той тяжёлой экономической зависимости и в том чинопочитании, которое развито в ведомстве Министерства Путей Сообщения.

Позже, уже после победы прогрессивного человечества над регрессивным, позиция большевиков в оценке причин железнодорожных (и не только) происшествий, как мы знаем, развернулась ровно на 180 градусов. И оказалось, "что существование такой организации, такой сплочённости, чтобы везде действовали злоумышленники" уже не есть "безусловная ошибка".

Вполне возможно, что позиция поменялась ровно потому, что "такая организация" в 1913 году всё-таки была... Вообще, я более чем уверен в том, что вся репрессивная политика советской власти строилась на том знании основ функционирования террористического подполья, которое большевики получили в то время, когда сами были таким подпольем. Т.е. они знали, каким способом можно противодействовать противникам существующего политического строя, чтобы не дать им шанса на победу. И разница между "до" и "после" определялась тем, что определённые методы в старом обществе были просто неприемлемы и немыслимы. В новом обществе они перестали быть таковыми.
Tags: железные дороги, история, политика, размышлизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments