nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Весьма любопытный документ

О производстве обследования деятельности объединяющих отечественные железоделательные заводы и каменноугольные предприятия промышленных организаций, так называемых «Продаметы» и «Продуголя»

Наблюдаемый в последнее время на нашем внутреннем рынке недостаток в железе и угле не мог не остановить на себе серьезного внимания Министерства Торговли и Промышленности. Названное ведомство обратилось вследствие сего к выяснению причин ограниченности предложения в стране железа и к выработке мероприятий, могущих содействовать повышению производительности металлургических заводов, каковое поручение возложено было на особое, под председательством Управляющего Отделом Промышленности, междуведомственное совещание с привлечением к участию в нем представителей промышленности. В означенном совещании, заключения коего представлены будут в ближайшем времени на рассмотрение Совета Министров, некоторыми лицами было заявлено, между прочим, предположение о том, что недостаток в железе, а равно повышение цен на него находятся в прямой зависимости от вредной в экономическом отношении деятельности синдиката «Продаметы», объединившего почти все железоделательные заводы Империи и ставшего, таким образом, хозяином русского железного рынка. Признавая, что для правильной оценки этого заявления необходимо, выходящее за пределы задач упомянутого совещания, предварительное подробное обследование вышеуказанной организации, Министр Торговли и Промышленности полагал бы образовать для сего особую комиссию под председательством того же Управляющего Отделом, из представителей ведомств: путей сообщения, военного и морского, как крупнейших потребителей железа.
Изъясненные предположения свои Тайный Советник Тимашев представил ныне на уважение Совета Министров, вместе с происходившей между ним и Министром Юстиции перепиской по поводу установленной С.-Петербургским коммерческим судом незакономерной деятельности другой однородной промышленной организации — Общества для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна, так называемого «Продуголя».

Сказанный суд, при рассмотрении предъявленного к «Продуголю» Южнорусским Днепровским металлургическим обществом иска о признании истца свободным от исполнения заключенного, 9 Мая 1909 года, с ответчиком договора, нашел в последнем признаки сделки, караемой по статье 1180 Уложения о Наказаниях Уголовных и Исправительных, изд. 1885 года, воспрещающей соглашение промышленников в целях ограничения производства продукта первой необходимости и установления однообразной, устраняющей конкуренцию, цены на него. Ввиду сего Прокурор С.-Петербургского окружного суда вошел с рапортом к Министру Юстиции, испрашивая его указаний, не следует ли возбудить уголовное против «Продуголя» преследование, и объясняя, что предварительно надлежало бы выяснить, насколько широкое в экономическом отношении значение имеют договоры названной организации, приуроченные лишь к одному Донецкому каменноугольному бассейну, и как вообще отразились они на торговле минеральным топливом в России. Со своей стороны, Министр Торговли и Промышленности, к коему означенный рапорт препровожден был на заключение, уведомил Министра Юстиции, что хотя «Продуголь» сосредоточивает в своих руках примерно лишь одну треть всей добычи каменного угля в стране, однако же влияние этого объединения на установление цен на уголь и на условия его сбыта весьма значительно.

Наконец, при особом письме на имя Председателя Совета Министров Тайный Советник Тимашев сообщил, в качестве материала для суждений Совета по вышеописанным двум делам, записку со своими соображениями по поводу современного положения отечественной промышленности, причем соображения эти в конечных выводах могут быть сведены к нижеследующему: 1) наш расчетный баланс ухудшился за 1913 год против 1912 года на 148.700.000 руб., и ухудшение это произошло не столько от сокращения вывоза (на 25.300.000 руб.), сколько от увеличения привоза (на 123,400.000 руб.); 2) обстоятельство это, являющееся результатом превышения на внутреннем рынке спроса над предложением, обусловливается в значительной степени целым рядом предпринятых за последнее время Правительством крупных мероприятий, каковы: исполнение судостроительной программы, перевооружение армии, развитие железнодорожного и портового строительств и прочее, или, иначе говоря, — не усилением обычных текущих потребностей, а предъявлением к рынку требований чрезвычайных и, следовательно, недостаточно устойчивых; 3) при всем том имеющиеся в распоряжении торгово-промышленного ведомства данные с несомненностью доказывают постоянный рост производства почти во всех отраслях промышленности, в коих наблюдается усиленный спрос; 4) понуждение промышленности к немедленному полному приспособлению к указанному спросу было бы неосторожно, ибо опыт показывает, что такое приспособление может повести в будущем, за удовлетворением чрезвычайных потребностей, к весьма болезненному промышленному кризису, и 5) единственно возможными мерами для облегчения стесненного положения нашего внутреннего рынка являлись бы пока временное допущение беспошлинного или льготного привоза из-за границы некоторых продуктов для определенных категорий потребителей или в ограниченных количествах, а равно заказ за границею изделий для казенных управлений, когда цены на сии изделия в России резко превышают заграничные или для исполнения заказа внутри страны назначается слишком продолжительный срок.

Входя в обсуждение настоящего дела, Совет Министров выслушал прежде всего дополнительные к вышеизложенному объяснения Тайного Советника Тимашева, заявившего, что огульно предъявляемые ныне к отечественной промышленности обвинения в застое и в стремлении к искусственному, путем ограничения производства, повышению цен представляются едва ли справедливыми. Надлежит иметь в виду, что хотя предложение на рынке некоторых предметов, на кои наблюдается усиленный спрос, и является пока для полного его удовлетворения недостаточным, но все же промышленность наша, за исключением нефтяной, из года в год несомненно развивается. Так, например, выплавка чугуна с 186 милл. пуд. в 1910 году достигла в 1911 году 219 милл. пуд., в 1912 году — 256 милл. пуд. и в 1913 — 292 милл. пуд.; выделка железа и стали выразилась последовательно за те же годы в количествах 175,3 милл. пуд., 193,6 милл. пуд., 216,7 милл. пуд. и 232,3 милл. пуд.; добыча каменного угля и антрацита даст только за 1913 и 1914 годы увеличение для одного Донецкого бассейна в 579 милл. пуд. и т.д. Если же тем не менее между предложением и спросом ощущается отмеченное несоответствие, то оно, по мнению Министра Торговли и Промышленности, находит себе вполне естественное объяснение в особливых условиях настоящего времени.

В самом деле, как явствует из сообщенных по настоящему делу материалов, Правительство встало ныне на путь осуществления крупнейших мероприятий, связанных с предъявлением к рынку исключительных требований. Наряду с этим после недавно пережитых страною потрясений началось накопление средств и восстановился кредит, в зависимости от чего для потребителей открылась возможность не только покрывать свои текущие потребности, но и пополнять недочеты за старые годы. К этому присоединился, наконец, ряд хороших урожаев последних лет, повысивший платежные силы населения. Понятно, что промышленность наша не могла ответить сразу на эти усиленные требования и несколько отстала от них. Да и нельзя было бы, по убеждению Тайного Советника Тимашева, требовать, чтобы наша промышленность немедленно же приспособилась к полному удовлетворению быстро возросшего спроса.

В этом отношении весьма поучительные указания можно почерпнуть в недалеком прошлом. В девяностых годах минувшего столетия, в связи с введением в действие нового покровительственного таможенного тарифа 1891 года и оживлением железнодорожного строительства, произошел, как известно, промышленный подъем, закончившийся, однако, в 1898 году тяжелым кризисом, с сокращением производства, закрытием заводов, роспуском рабочих и потерею крупных, вложенных в промышленность, капиталов. Достойно внимания, что когда означенный кризис разразился, то причину его, и притом не без основания, в значительной степени видели в непомерном в предшествующие годы расширении производства, которое, отвечая временному усиленному спросу, оказалось несоответствующим действительной, при обычных условиях, емкости рынка. К подобным же печальным последствиям, при вышеотмеченном недостаточно устойчивом характере большинства современных потребностей, могло бы и теперь привести отсутствие надлежащих сдержанности и осторожности в развитии производительности, и, следовательно, нельзя ставить промышленникам в вину, что они не решаются на резкое расширение производства. А при таких условиях единственным выходом из возникающих затруднений является, как это и указано в сообщенной Членам Совета Министров записке торгово-промышленного ведомства, обращение к иностранному ввозу. Мера эта, если она допускаться будет с нужною осмотрительностью, лишь в случаях крайней в ней необходимости, не только не отразится невыгодно на отечественной промышленности, но даст ей возможность постепенно, без крупных потрясений перестроиться на прочных основаниях, в соответствии с действительными, обеспеченными на продолжительный срок требованиями рынка.

К этому Тайный Советник Тимашев обязывается, впрочем, добавить одну оговорку. Для правильного роста промышленности совершенно необходимо, чтобы казенные управления, являющиеся во многих отраслях крупнейшими потребителями, более заблаговременно и планомерно, чем ныне, предоставляли свои заказы. Наконец, что касается собственно отношения правительства к синдикатам, то разрешение этого вопроса в общей форме Министр Торговли и Промышленности полагал бы приурочить к предстоящему рассмотрению в Совете Министров разработанного ВЫСОЧАЙШЕ вверенным ему Министерством и сообщенного уже на заключение заинтересованных ведомств законопроекта о предпринимательских объединениях, ограничившись пока в отношении обществ «Продаметы» и «Продуголя» подробным обследованием их деятельности на основании подлинных книг и документов. По завершении сего обследования, производство коего предполагается возложить на особую комиссию из представителей Министерств: Торговли и Промышленности, Путей Сообщения, Военного и Морского, окажется возможным судить об истинном характере означенной деятельности, причем указанная мера отнюдь не должна, конечно, влиять на ход дела о привлечении названных организаций к уголовной ответственности, если это признано будет нужным судебного властью.

Сообразив изложенное, Совет Министров и со своей стороны нашел, что производство проектируемого Министром Торговли и Промышленности обследования деятельности промышленных объединений «Продаметы» и «Продуголя» представляется мерой весьма полезной, ибо истинный характер их далеко еще не выяснен. Правда, как объяснил в заседании Совета Министр Юстиции, возникшее против второго из этих объединений по иску Южнорусского Днепровского металлургического общества в С.-Петербургском коммерческом суде дело перешло ныне в Судебный Департамент Правительствующего Сената, и имеются основания предполагать, что оно закончится привлечением «Продуголя» к уголовной ответственности по признакам статьи 1180 Уложения о Наказаниях Уголовных и Исправительных, изд. 1885 года. Обстоятельство это не должно, однако, препятствовать Министерству Торговли и Промышленности приступить теперь же к упомянутому обследованию, направленному к осведомлению ведомства относительно влияния рассматриваемых организаций на положение отечественного рынка и ни в чем не могущему стеснить ход судебного следствия, если таковое будет возбуждено.

Засим нельзя не признать также очень важным затронутый в обсуждаемом деле Тайным Советником Тимашевым вопрос, касающийся общей оценки современного состояния отечественной промышленности и выяснения обусловливаемых им мер к увеличению ее производительности. Соглашаясь в сем отношении с заявлением Тайного Советника Тимашева о недопустимости правительственного воздействия на промышленность в целях форсированного ее приспособления к спросу, Совет Министров полагает, однако, что современное положение отечественной промышленности не может почитаться вполне нормальным, ибо последняя явно не удовлетворяет возросшим требованиям потребительного рынка. Вместе с тем экономические условия России в настоящее время складываются значительно иначе и, в общем, более благоприятно, чем в девяностых годах истекшего столетия. В ту пору кратковременный период промышленного и биржевого оживления действительно имел все признаки искусственного, вызванного усиленными правительственными заказами, подъема. Между тем в последнее пятилетие замечается общее увеличение хозяйственных запросов страны.

Особенно показательно в этом отношении наше железнодорожное строительство, поступательное движение коего выражается за последнее время ежегодно примерно в 5.000 верст новой рельсовой сети, не говоря уже об из года в год возрастающих заказах на нужды армии и флота. Ясно отсюда, насколько возросли требования русского рынка на железо и сталь. Нужно при этом иметь в виду, что надобности казенных управлений, слишком широко учитывавшиеся промышленниками в начале девяностых годов, составляют теперь всего 23 процента общего спроса, распределяющегося, таким образом, преимущественно между частными потребителями. И тем не менее отечественная промышленность если и развивается, то далеко недостаточно. При абсолютном, например, увеличении за последнее время количества выплавляемого в России чугуна запасы его на 1 Января 1914 года составили всего 8 процентов годовой потребности против свыше 20 процентов 1910 года, размер ежегодного нарастания количества выделываемого в стране железа сравнительно незначителен и т.д.

Само собою разумеется, что при объясненных условиях, а также при неисправности наших предприятий в выполнении заказов совершенно неизбежным становится усиление ввоза продуктов из-за границы, приведшее уже к вышеотмеченному ухудшению нашего расчетного баланса за 1913 год, по сравнению с предшествующим, почти на 150 милл. рублей. С этим явлением нельзя, казалось бы, мириться, и правительству следует всемерно содействовать возникновению новых и развитию существующих металлургических предприятий, отнюдь не толкая, конечно, промышленность на чрезмерное расширение производства, а считаясь с наблюдаемым ныне повысившимся спросом, поскольку он оказывается действительно устойчивым. Только этим путем достигнуто будет, по мнению Совета, упорядочение торгово-промышленной жизни страны, а вместе с тем умалится и вредное на нее влияние некоторых возникших за последние годы синдикатов.

Руководствуясь изложенным, Совет Министров положил:
Предоставить Министру Торговли и Промышленности образовать особую при ВЫСОЧАЙШЕ вверенном ему ведомстве комиссию из представителей Министерств: Торговли и Промышленности, Путей Сообщения, Военного и Морского, для обследования операций объединяющих железоделательные заводы и каменноугольные предприятия промышленных организаций «Продаметы» и «Продуголя», в целях выяснения влияния их деятельности на современное положение нашего внутреннего рынка.

Подписи: В.Н.Коковцов, В.К.Саблер, В.А.Сухомлинов, И.К.Григорович, П.А.Харитонов, С.В.Рухлов, С.Д.Сазонов, И.Г.Щегловитов, Н.А.Маклаков, С.И.Тимашев, Л.А.Кассо, П.Н.Игнатьев.

Скрепа: Управляющий делами Совета Министров Н.В.Плеве.

Особый журнал Совета Министров 23 Января 1914 года (По журналу дел, разрешаемых собственною властью Совета Министров)
Tags: Российская Империя, документ, история, промышленность, экономика
Subscribe

  • ЧТД

    В 2013 году любовь к России перевесила чувство самосохранения у европейских марионеточных внешнеполитиков, и данные Януковичу гарантии были смыты в…

  • "Падение династии Романовых", 1927 г.

  • Как же ***бал этот ваш "кабмин"...

    Всё чаще в российских СМИ вместо русского "правительство" используется украинское "кабмин". Ладно бы какие-то шлакосми, экономящие на авторах и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments