nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Category:

Об уральских паровых машинах и "московских рабочих"

"Царская Россия XIX века была крайне отсталой страной в экономическом отношении. 0б отсталости промышленности России говорит такой факт: до середины XIX века на Урале, основном промышленном центре того времени, не было паровых машин."

С этого душещипательного пассажа начинается справочник "Народное хозяйство СССР в цифрах (1860-1938)", в 1940 году выпущенный издательством "Московский рабочий". 

Специально для московских рабочих приводим небольшую паромашинную уральскую хронику (пусть и не претендующую на непогрешимую полноценность). 

Первой паровой машиной на Урале считается построенная в 1799 году на Гумешевском руднике водоотливная машина Иосифа Гилля и П. Фролова. Правда, её мало кто видел.

В 1804 на Юговском заводе при медеплавильных печах паровая машина была построена Осипом Меджером. Её-то и считали (с подачи самого Меджера, разумеется) первой уральской паровой машиной. В Эрмитаже имеется даже соответствующая медаль, на которой выбито "Первая огненная машина в Сибири начата строить с апреля, а в действие приведена августа 1804 года".

С 1804 по 1817 год Меджер построил как минимум восемь паровых машин (шесть на Богословском и Екатеринбургском казённых и две на частных заводах), однако в целом качество его машин было признанно не очень высоким. 

В 1811 году Фридрих Иберфельд, обещавший построить на Турьинских рудниках Богословского завода паровую машину, но так и не сумевший, утопился в заводском пруду. Хотя, конечно, есть вероятность, что гада просто утопили, потому что за шесть лет к растратчику десяти тысяч рублей не могло не накопиться определённых претензий со стороны заказчика... (Этот факт не совсем вписывается в нашу хронику, но он любопытен:)) 

С 1810 года паровые машины успешно строит механик Афанасий Вяткин. 

Всего (по литературным источникам, которые не факт, что все сохранились, и не факт, что полны) известно о 26 паровых машинах, сооружённых на Урале в 1800-1814 годах.

С 1816 года паровые машины строятся на Пожевском заводе. 

В 1824 году свою первую паровую машину на заводах Демидова построил Ефим Черепанов.

В 1830-1840-х годах активно внедрял на Урале паровые машины Павел Аносов.

Конечно, кризис 1830-х годов и, главное, снятие в 1843 году запрета на вывоз паровых машин из Англии сильно подкосили отечественную паромашиноделательную промышленность, и более совершенные машины стали в основном закупаться за границей. Но даже учитывая этот не самый радостный для отечественного производителя факт, для того, чтобы говорить об отсутствии паровых машин на Урале в середине 19 века, нужно быть московским рабочим на всю голову...
Tags: Российская Империя, история, про срывателей покровов, промышленность, так просто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments