nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Category:

Для себя, чтобы не искать потом, но может и ещё кому пригодится

Вопрос о появлении и первоначальном развитии рельсового транспорта в нашей стране с самого начала борьбы за этот новый вид передвижения имел не только ведомственное, но и широкое общественное значение. С середины XIX в. множится число статей и книг, написанных как сотрудниками ведомства путей сообщения, так и различными иными авторами и посвященных названному вопросу. Сюда относятся, например, такие работы, как "50-летие Института и корпуса путей сообщения" Е.Соколовского (СПБ, 1859), "Предположения частных лиц об устройстве железных дорог" И. Боричевского ("Журнал путей сообщения" за 1863 г.), "Сборник сведений о железных дорогах в России" (СПБ, 1867), "Настоящее положение и последовательное развитие сети русских железных дорог" А. Баландина (СПБ,. 1870), известная книга "Железнодорожное хозяйство" А. Чупрова (М., 1875), "История железнодорожного дела в России" А. Головачёва (СПБ, 1881), "Из истории железнодорожного дела в России" А. Штукенберга ("Русская старина" за 1885-1886 гг.), "Биографии инженеров путей сообщения" А. Житкова (СПБ, 1889), "Начало железнодорожного дела в России" В. Салова ("Вестник Европы" за 1899 г.) и др.

Некоторые из этих работ, особенно принадлежавшие таким участникам борьбы за введение рельсового транспорта в России, как Баландин или Штукенберг, представляли серьёзный вклад в историю русского железнодорожного дела. Ряд ценных данных содержали также вышеназванные книги Житкова и Салова, а равно и вышедшие в конце XIX в. и в начале XX в. работы по отдельным областям железнодорожного дела - исследования А. Кеппена по истории рельсового производства в России, работы А. Брандта (1892) и Р. Тонкова (1902) по истории паровых машин в России и др.

Однако даже лучшие работы этих десятилетий освещали лишь некоторые моменты борьбы за введение рельсового транспорта в России, причём дворянско-буржуазная идеология большинства авторов не позволяла им дать правильной картины этой борьбы. В дальнейшем литература (в первую очередь ведомственная), посвященная истории железнодорожного транспорта, в целом стала приобретать всё более реакционные и антинаучные черты. Даже те данные, которые были опубликованы в периодической печати первой половины XIX в. о борьбе передовых русских людей - изобретателей, инженеров, экономистов, публицистов- за введение рельсовых дорог в России, стали постепенно выпадать из научного оборота и забываться.

Всё большее распространение приобретала насаждаемая правительственными кругами легенда о том, будто бы до 1835 г., т. е. до приезда в Россию чешского инженера Герстнера, железнодорожного вопроса в России вообще не существовало. И в дальнейшем самостоятельное творчество передовых русских людей в области механизации и усовершенствования транспорта игнорировалось или недооценивалось. Заслуга введения железных дорог в нашей стране приписывалась, как правило, инициативе иностранцев, поддержанной русским правительством. Особые похвалы расточались при этом Николаю I, который, якобы, первый понял необходимость постройки дороги Петербург - Москва. В наиболее неприкрытом виде подобные воззрения развивались в изданиях конца XIX - начала XX вв., претендовавших на наибольшую "фундаментальность" и выпущенных ведомством путей сообщения, например: В. Верховский - "Исторический очерк развития железных дорог в России" (СПБ, 1898); "Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения" (СПБ, 1898); Н. Кислинский - "Наша железнодорожная политика по документам Кабинета министров" (СПБ, 1902); "Постройка и эксплоатация Николаевской железной дороги" ( СПБ, 1901) и др.

Виргинский В.С., Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов XIX века, М., 1949
Tags: железные дороги, история, книги
Subscribe

  • Украинская советская кинохроника

    Архивная служба Украины презентовала т.н. "Архив украинского немого кино", а по сути ютуб-канал, с "шедеврами отечественного кинематографа, созданных…

  • "Я у мамы дурачок" (с)

    Реинкарнация президента Порошенко, более известная по сценическому псевдониму Зеленский, выдала на-гора три глубоководные мысли: 1. "Российский газ…

  • Подумалось тут...

    В связи с 30-летием "независимости" будущего Юго-Западного федерального округа подумалось, что т.н. украинцы всё-таки уникальный народ: они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments