nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Об установлении правил для взыскания продовольственных долгов

На основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных 12 Июня 1900 года временных правил по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей (Собр. узак., ст. 1619), разрешение, в случаях необходимости, отсрочек по возврату ссуд, отпущенных из общего по Империи продовольственного капитала, на срок до трех лет, и из местных продовольственных средств, на время свыше шести лет, предоставляется Министру Внутренних Дел. Засим, согласно тем же правилам, рассрочка возврата ссуд первой категории на время более трех лет может последовать лишь с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения, испрашиваемого через Комитет, а ныне через Совет Министров. Ввиду неоднократных за последние годы неурожаев, вызвавших накопление за крестьянами значительных продовольственных долгов, установленный правилами 12 Июня 1900 года порядок возврата продовольственных ссуд оказался для населения слишком обременительным. Вследствие сего, ближайше заинтересованным в правильном ходе продовольственной операции ведомствам внутренних дел и финансов пришлось, в дополнение к правилам 12 Июня 1900 года, испрашивать специальные ВЫСОЧАЙШИЕ повеления, устанавливавшие более льготный для заемщиков порядок возврата упомянутых ссуд, при котором размер их взыскания поставлен был в процентное отношение к окладу казенных и земских сборов, причитающихся с отдельных должников. Так, ВЫСОЧАЙШИЕ утвержденным 31 Июля 1900 года положением Комитета Министров постановлено было, что размер продовольственных платежей, подлежавших взысканию с населения в 1900 году, не должен превышать 25% оклада казенных и земских сборов и только лишь при особо благоприятных для задолженных обществ условиях мог быть повышаем до 50%. В силу ВЫСОЧАЙШЕГО повеления от 15 Августа 1901 года, испрошенного по всеподданнейшему докладу Министров Внутренних Дел и Финансов, тот же порядок взыскания продовольственных долгов применялся в 1901 году и в первой половине 1902 года, причем местным учреждениям предоставлено было разрешать в благополучных по урожаю уездах взыскание упомянутых долгов в размере, превышающем 50% по отношению к годовому окладу казенных и земских сборов.

Усвоенный в приведенных ВЫСОЧАЙШИХ повелениях 3 Июля 1900 года и 15 Августа 1901 года принцип исчисления размера ежегодных продовольственных платежей по окладу казенных и земских сборов был удержан и при установлении правил взыскания продовольственных долгов в ВЫСОЧАЙШЕ утвержденном 25 Июля 1904 года положении Комитета Министров, в ВЫСОЧАЙШЕМ Указе 5 Апреля 1905 года и, наконец, в ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных 26 Августа 1907 года временных по тому же предмету правилах. Вместе с тем, ввиду последовавшего на основании Именного ВЫСОЧАЙШЕГО Указа 3 Ноября 1905 года прекращения с 1 Января 1907 года взимания выкупных платежей, процент продовольственных взысканий был повышен в последнеуказанных правилах 26 Августа 1907 года до 100 и 200 по отношению к остающемуся за исключением выкупных платежей, окладу казенных и земских сборов. Из числа приведенных ВЫСОЧАЙШИХ повелений изданные до 1907 года имели в виду лишь определенные категории продовольственных долгов, в зависимости от источников, из коих были выданы ссуды, а также времени выдачи последних. Наконец, правила 26 Августа 1907 года установили порядок взыскания всех вообще продовольственных долгов без различия капиталов и продовольственных кампаний, по которым они образовались.

Применение всех приведенных постановлений, возложенное законом на уездные съезды или соответствующие им учреждения, оказалось на практике весьма для них затруднительным ввиду чрезвычайной громоздкости этих правил, сложности заключающихся в них технических подробностей и устанавливаемой ими необходимости кропотливой подготовительной к взысканию продовольственных ссуд работы. В целях устранения этих недостатков и имея в виду, что временные правила 26 Августа 1907 года, за истечением 1 Июля 1908 года срока их действия, утратили силу, а применение к возврату продовольственных долгов основных продовольственных правил 12 Июля 1900 года представляется слишком отяготительным для населения, Министерство Внутренних Дел предприняло общий пересмотр всех специальных правил о взыскании долгов по продовольственным ссудам, достигающим в губерниях Европейской России 242.609.051 руб. 78 1/2 коп.

Результаты этой обширной работы, исполненной междуведомственным продовольственным совещанием, выразились в представленном ныне Министерством Внутренних Дел на уважение Совета Министров проекте соответствующих правил, при составлении коих, как объяснено в представлении по сему делу названного ведомства, имелось в виду, с одной стороны, создать, впредь до выработки нового продовольственного закона, практически простой и вполне доступный для крестьянских учреждений порядок взыскания продовольственных долгов, а с другой — согласовать размеры их погашения с платежными силами крестьянского населения. Наиболее существенные отличия означенных правил от прежних заключаются в следующем.

Взыскание продовольственных долгов устанавливается, в виде общего правила, в размере 100% оклада казенных и земских сборов, причитающегося к платежу по отдельным частным срокам с каждого задолженного домохозяина, и только в случаях несоответствия этого размера платежным силам отдельных селений или плательщиков уездные съезды обязаны входить в рассмотрение вопроса об изменении этого размера. В видах ограждения благосостояния плательщиков и интересов казны проектированные правила предоставляют широкие полномочия местным крестьянским органам в изменении размеров взыскания в сторону понижения и повышения и, вместе с тем, предписывают подлежащим учреждениям периодический пересмотр установленных норм в зависимости от результатов урожая хлебов. С этой целью правилами устанавливаются два срока для поверки соответствия размера продовольственных платежей с имущественным положением населения: в Декабре и Августе. Оставляя, как это требуется законом 12 Июня 1900 года, руководство делом взыскания продовольственных платежей за крестьянскими учреждениями, намечаемые правила существенно облегчают и упрощают обязанности этих учреждений по взиманию означенных долгов, не устанавливая, в частности, особого порядка для взимания оставшихся недовзысканными продовольственных платежей от каждого предыдущего года, в том расчете, что взимание недоимок от недоимок, не повышая реально успешности возврата продовольственных долгов, вызывает необходимость чрезвычайно сложного счетоводства. Издаваемые правила предусматривают все числящиеся за населением продовольственные долги, из каких бы источников и по каким бы кампаниям они ни образовались, за исключением лишь ссуд, выданных из общественных натуральных запасов, которые подлежат возврату натурой же и должны взыскиваться в порядке, установленном в законе 12 Июня 1900 года. В отношении порядка распределения взысканных с населения продовольственных платежей между продовольственными капиталами различных категорий обсуждаемый проект требует, чтобы поступающие в возврат продовольственных ссуд платежи зачислялись полностью в общий по Империи продовольственный капитал. При этом допускается, однако, отчисление на пополнение местных общественных продовольственных капиталов определенной, в размере 10%, доли из общего поступления. Что касается порядка сложения с населения продовольственных долгов, то по этому предмету, в соответствии с статьей 58 закона 12 Июня 1900 года и согласно существующей практике, проект предоставляет сложение сих долгов, в каждом отдельном случае, соглашению Министров Внутренних Дел и Финансов и Государственного Контролера.

Наряду с изданием изъясненных льготных правил, Министерство Внутренних Дел предполагает отменить те из ранее изданных по сему предмету в порядке Верховного управления постановлений, которые не согласуются с этими правилами.

Рассмотрев настоящее дело и не встречая препятствий одобрить в существе изложенные предположения Министерства Внутренних Дел, Совет Министров нашел, что предначертанные сим ведомством правила, составляющие в сущности лишь развитие предусматриваемого законом 12 Июня 1900 года (ст. 9, п. г, прим.) порядка рассрочки продовольственных долгов, могут получить осуществление в порядке Верховного управления (Осн. зак., изд. 1906 г., ст. 11). Ввиду сего и внеся в изъясненные правила небольшие редакционные изменения, Совет Министров полагает:

I. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденное 25 Июня 1901 года положение Комитета Министров о порядке взыскания продовольственных долгов с сельских обывателей губерний, в коих введены временные правила 12 Июня 1900 года, по ссудам, выданным до 1 Января 1901 года (Собр. узак. 1904 г., ст. 1242), а также отделы II и III Именного ВЫСОЧАЙШЕГО Указа от 5 Апреля 1905 года (Собр. узак. 1905 г., ст. 524) — отменить.

II. В отношении порядка взыскания с населения продовольственных долгов установить нижеследующие правила:
1) Размер взысканий числящихся за отдельными плательщиками долгов по продовольственным ссудам, выданным в разное время из казны, а также из общественных, частных, губернских и общего по Империи продовольственных капиталов, определяется отдельно для каждой окладной единицы и, в виде общего правила, должен равняться годовому окладу (100%) поземельных сборов — казенных и земских, причитающихся ко взысканию с лиц, входящих в состав окладной единицы.
2) Долги в хлебозапасные магазины возвращаются натурой, независимо от установленной денежной нормы продовольственных взысканий.
3) Порядок взыскания продовольственных долгов с лиц, задолженных в продовольственные капиталы, но не платящих поземельных окладных сборов, определяется применительно к настоящим правилам, причем самый размер взыскания устанавливается уездными съездами или соответствующими им учреждениями и губернским присутствием по соображению с платежами, причитающимися на пополнение указанных долгов с соседних окладных единиц.
4) Задолженным по продовольственным ссудам домохозяевам предъявляется объединенный счет их долгов, независимо от времени выдачи ссуд и источников, из коих эти ссуды были выданы.
5) В случаях, когда земскими начальниками или податными инспекторами будут сообщены данные о несоответствии установленного статьей 1 нормального размера продовольственных взысканий экономическому положению задолженных по продовольственным ссудам окладных единиц, уездные съезды или соответствующие им учреждения входят в обсуждение вопроса о необходимых изменениях в означенной норме (100%) и, если признают таковую для данной окладной единицы подлежащей повышению или понижению, представляют о сем, не позднее 1 Декабря каждого года, в губернское присутствие. По выяснении результатов урожая уездные съезды, не позднее 1 Августа, вновь входят с представлением в губернское присутствие о необходимых изменениях установленного на данный год размера взыскания на остающийся период окладного года.
6) При несогласии податного инспектора с заключением уездного съезда или соответствующего ему учреждения о сохранении в силе на данный окладной год указанного в статье 1 нормального размера продовольственных взысканий или же об оставлении, по выяснении результатов урожая, без изменения до конца окладного года первоначально установленной на сей год нормы взыскания, вопрос об установлении размера продовольственных взысканий разрешается губернским присутствием.
7) В случае признания нормального размера продовольственного взыскания (100%) обременительным для задолженных домохозяев данной окладной единицы, губернские присутствия понижают таковой своей властью с таким, однако, расчетом чтобы назначенная ко взысканию годовая доля продовольственных взысканий составляла не менее 25% оклада казенных и земских сборов.
8) При недостаточности указанного в статье 7 понижения размера годового взыскания продовольственных долгов, губернские присутствия представляют об этом Министерству Внутренних Дел, которое, по соглашению с Министерством Финансов, может разрешить дальнейшее уменьшение нормы продовольственного взыскания или же вовсе освободить на определенный срок должников отдельных окладных единиц взноса продовольственных долгов.
9) В тех случаях, когда установленный для задолженных домохозяев отдельных окладных единиц нормальный размер взыскания на погашение продовольственных долгов (100% оклада казенных и земских сборов) окажется по соображению с экономическим положением домохозяев явно преуменьшенным, губернские присутствия повышают таковые нормы на предстоящий окладной год собственной властью до размера не свыше 300% казенных и земских сборов, а о возможности дальнейшего увеличения размера взыскания входят с представлениями в Министерство Внутренних Дел, которое и устанавливает окончательные нормы, по соглашению с Министерством Финансов.
10) При несогласии управляющего казенной палатой с проектированными губернским присутствием нормами продовольственных взысканий (ст. 7, 8 и 9 сих правил), нормы эти определяются Министерством Внутренних Дел, по соглашению с Министерством Финансов.
11) Указанный в статьях 7, 8 и 9 порядок повышения и понижения норм продовольственных взысканий может быть допускаем и в отношении отдельных плательщиков.
12) Взыскание продовольственных долгов производится по распоряжению земского начальника в назначенные для взыскания окладных сборов частные сроки в размере установленного процента к доле годового оклада казенных и земских сборов, упадающей на данный частный срок. Означенное взыскание производится с отдельных домохозяев преимущественно перед казенными и земскими сборами с применением, в случае надобности, понудительных мер, предусмотренных положением 23 Июня 1899 г. и законом 12 Марта 1903 года.
13) В случае временного затруднения отдельных домохозяев в уплате причитающейся с них по частному сроку доли оклада продовольственных платежей, земскому начальнику на основании ходатайств подлежащих домохозяев предоставляется отсрочивать этим домохозяевам уплату означенной доли оклада до одного из следующих частных сроков в пределах окладного года. В случае постигшего отдельных домохозяев значительного бедствия, равно как при невозможности взыскания продовольственных платежей, отсроченных на последний частный срок текущего года, земский начальник входит с представлением к губернатору о совершенном освобождении этих домохозяев от взысканий продовольственных платежей в данном окладном году.
14) Суммы продовольственных платежей, оставшиеся непополненными к 1 Января следующего за окладным года, за исключением тех, к принудительному взысканию которых уже приступлено, причисляются к общей сумме остающихся на счетах продовольственных долгов.
15) Губернские присутствия на основании имеющихся у них данных сообщают казначействам списки окладных единиц — а) задолженных только своим общественным или частным капиталам и б) свободных от долгов в общественные и частные капиталы, но задолженных общеимперскому и губернскому капиталам или одному из них.
16) Все суммы, поступающие в уплачу продовольственных долгов по окладным единицам, указанным в п. а статьи 15, зачисляются казначействами непосредственно в депозиты уездных съездов или соответствующих им учреждений, суммы же, поступающие по окладным единицам, означенным в п. б той же статьи, зачисляются казначействами полностью в § 13 сметы специальных средств Министерства Внутренних Дел.
17) Из сумм, поступающих в уплату продовольственных долгов по окладным единицам, задолженным, с одной стороны, в общественные капиталы, а с другой — в общий по Империи и губернские капиталы или в один из них, 10% отчисляются казначействами в депозиты местных уездных съездов или соответствующих им учреждений в погашение долгов подлежащим общественным или частным продовольственным капиталам, а в остальной части суммы эти обращаются в § 13 сметы специальных средств Министерства Внутренних Дел.
18) Пополнение губернских продовольственных капиталов производится по распоряжению Министерства Внутренних Дел за счет общего по Империи продовольственного капитала, в зависимости от наличных средств последнего и степени истощения губернских продовольственных капиталов.
19) Министру Внутренних Дел, по соглашению с Министром Финансов и Государственным Контролером, предоставляется слагать со счетов различных капиталов безнадежные ко взысканию продовольственные долги населения на всякую сумму.
20) За время с 1 Января по 1 Августа 1909 г. продовольственные долги взыскиваются с населения в размере, установленном местными крестьянскими учреждениями на первое полугодие 1909 года.
О таковых своих заключениях Совет Министров всеподданнейшим долгом почитает представить на ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благовоззрение.

Подписи: В.Н.Коковцов, А.В.Кривошеин, П.А.Харитонов, А.Н.Шварц, С.В.Рухлов, В.И.Тимирязев, С.М.Лукьянов, И.Г.Щегловитов, С.А.Воеводский, С.Н.Гербель.

Помета царя: «Согласен» (16 марта).

Особый журнал Совета министров от 13 Февраля 1909 года.

РГИА Ф. 1276. Оп. 20. Д. 31. Л. 32-37; Ф. 1276. Оп. 5. Д. 417.
Tags: Российская Империя, документ, история, как жЫть раньше, продовольственное дело
Subscribe

  • ЧТД

    В 2013 году любовь к России перевесила чувство самосохранения у европейских марионеточных внешнеполитиков, и данные Януковичу гарантии были смыты в…

  • Как же ***бал этот ваш "кабмин"...

    Всё чаще в российских СМИ вместо русского "правительство" используется украинское "кабмин". Ладно бы какие-то шлакосми, экономящие на авторах и…

  • Апофеоз некомпетентности

    Врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков решил провести эксперимент и записаться к себе на прием, сделать это у него не получилось. «…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments