nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

О ценах

Записка Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О массовых случаях завышения цен в розничной сети государственной и кооперативной торговли»

28 апреля 1963 г.

ЦК КПСС

Комитет партийно-государственного контроля считает необходимым доложить ЦК КПСС, что органами партийно-государственного контроля в розничной сети государственной и кооперативной торговли установлены массовые случаи завышения цен на товары народного потребления и продажи товаров низших сортов по ценам на высшие сорта. Это дает возможность нечестным работникам прилавка продавать населению отдельные товары значительно дороже прейскурантных цен, а разницу в ценах присваивать. Например, в Молдавской ССР из проверенных 748 магазинов в 158, или почти в каждом пятом, выявлены различные формы обмана покупателей, причем больше половины злоупотреблений совершалось путем продажи товаров по завышенным ценам. Аналогичные факты установлены в ряде областей РСФСР, Армянской ССР, Казахской ССР, Латвийской ССР и некоторых других республиках.

В 1962 году в государственной и кооперативной торговле разворовано более 59 миллионов рублей; за различного рода злоупотребления, растраты и хищения осуждено свыше 53 тысяч торговых работников.

Материалы проверки, а также анализ многих дел на лиц, осужденных за хищения, свидетельствуют о том, что наряду с серьезными недостатками в работе по подбору кадров и организации контроля за деятельностью магазинов, лавок, баз и складов одним из каналов, способствующих хищениям и злоупотреблениям в торговых предприятиях, является чрезмерная множественность розничных цен. По действующим прейскурантам на многие товары сейчас имеется столько розничных цен, что в них трудно разобраться не только покупателю и представителям общественного контроля, но и самим работникам торговли. Причем разные цены нередко действуют на одинаковые по качеству товары.

Вот некоторые факты. В прейскуранте на трикотажные изделия, например, действует 13 тысяч цен. Только на носки мужские имеется 380 розничных цен, на носки и чулки детские - 705 цен. При этом разница в цене за пару носок, изготовленных из одинаковой пряжи, но на разных машинах, составляет, как правило, лишь 1-3 копейки, отличить же их по качеству покупателю почти невозможно.

На полуботинки мужские кожаные массового пошива действует до 370 цен.

На рыбу и рыботовары предусмотрено 4298 цен, причем только на сельдь - 548. Цены на сельдь устанавливаются в зависимости от способов обработки, посола, размера, места улова и сортности. При этом розничные цены на сельдь большинства водоемов установлены по двум размерам (крупная и мелкая), а на каспийскую и азово-черноморскую - по трем (крупная, мелкая и средняя). Тихоокеанская и атлантическая соленая сельдь имеет одинаковую цену, но те же виды сельди холодного копчения почему-то продаются по различным ценам: атлантическая по 1 руб. 92 копейки, тихоокеанская по 1 руб. 51 копейке за килограмм.

На овощные и фруктовые консервы, джем и повидло в пределах одного пояса действует 28 тысяч розничных цен. Большая пестрота в ценах существует также на галантерейные, парфюмерные и хозяйственные товары, молочные и мясные продукты.

Неоправданная множественность цен отрицательно сказывается на работе торговой сети, создает условия для хищений и обмана населения, снижает производительность труда торговых работников, препятствует внедрению такой прогрессивной формы торговли, как продажа товаров по стандартным ценам, затрудняет контроль за правильным применением розничных цен.

Большое количество цен осложняет работу по ревизии и проверке торговых предприятий. Многие магазины при инвентаризации материальных ценностей закрываются на 5-6 дней, а базы и склады на 15-20 дней. Все это отрицательно отражается на обслуживании населения, сдерживает развитие товарооборота, вызывает дополнительные затраты государственных средств.

Множественность цен в значительной мере объясняется серьезными недостатками в практике их утверждения, наличием большого числа организаций и ведомств, занимающихся вопросами цен, а также отсутствием должной координации в этом деле.

В настоящее время розничные цены утверждают Госплан СССР, министерства и ведомства СССР, Советы Министров, Госпланы и министерства союзных республик, обл(край)исполкомы, совнархозы, республиканские и областные союзы потребительской кооперации. В стране нет единого органа, который координировал бы эту работу в союзных республиках, информировал бы местные органы о розничных ценах на новые товары народного потребления. Этим в значительной мере объясняется то положение, что на одинаковые товары, выпущенные в различных районах страны, устанавливаются разные розничные цены.

Например, на пальто мужское демисезонное 46 размера, изготовленное из одной и той же ткани, одного и того же фасона, установлена розничная цена в Украинской ССР - 65 рублей 70 копеек, в Латвийской ССР - 65 рублей 90 копеек, в РСФСР - 66 рублей 90 копеек; на хлопчатобумажный костюм мужской 46 размера из одинаковой ткани действуют цены в Узбекской ССР - 18 рублей, в Украинской ССР - 18 рублей 20 копеек, в РСФСР - 18 рублей 40 копеек.

Трудно объяснить, почему обеденные столы, не имеющие каких-либо отличий, в Эстонской ССР продаются за 35 рублей, а в РСФСР - за 26-28 рублей; алюминиевые ложки в Эстонской ССР продаются по 7 копеек, в РСФСР -10 копеек, а в Молдавской ССР - 11 копеек.

Необоснованное различие в ценах имеет место и по многим другим товарам. Например, мастика для полов стоит в Украинской ССР - 37 копеек, в РСФСР - 60 копеек, а в Грузинской ССР - 1 руб. 15 копеек; плательные кнопки производства Ленинградского завода имеют цену 16 копеек за десяток, а такие же кнопки, сделанные в Москве, - 30 копеек; за дверные ручки производства Мытищинского завода утверждена цена 25 копеек, а такие же ручки, сделанные в Киеве, стоят 45 копеек. Подобных фактов множество. Все это вызывает недоумение у покупателей, создает условия для злоупотреблений.

Утверждение розничных цен на новые товары нередко затягивается на длительное время, и их вынуждены продавать без утвержденных цен, что также является одним из каналов воровства.

Не уделяется должного внимания вопросам разработки и утверждения технических условий на товары народного потребления. Нередки случаи, когда незначительные изменения, внесенные в рецептуру или в технологию изготовления той или иной продукции, являются основанием для утверждения новых розничных цен. Некоторые виды одних и тех же продуктов выпускаются под разными наименованиями (колбасные изделия, безалкогольные напитки, консервы, кондитерские товары) и имеют разные цены.

В настоящее время действует около 600 розничных цен на колбасные изделия, хотя многие из них мало чем отличаются по рецептуре, внешнему виду и вкусовым качествам. Например, сырокопченые колбасы «польская» и «русская» отличаются по рецептуре только тем, что первая включает 40% говяжьего мяса и 30% свинины нежирной, а вторая - 35% говяжьего мяса и 35% свинины нежирной. Отличить эти виды колбас почти невозможно, между тем разница в ценах на них составляет 60 копеек за килограмм.

Многие годы в стране продавалось 8 сортов пива (4 светлых - Жигулёвское, Московское, Рижское и Ленинградское и 4 темных - Украинское, Мартовское, Портер и Бархатное), теперь имеется 79 сортов. Розничные цены на пиво в бутылке емкостью 0,5 литра установлены от 15 до 51 копейки. Нередко на пиво одинакового качества действуют разные цены. Например, «Освежающее» (РСФСР) стоит 18 копеек, «Столовое» (Литовская ССР) - 17 копеек, «Апинитис» (Латвийская ССР) - 15 копеек, хотя все эти виды пива имеют одну и ту же плотность и одинаковое содержание алкоголя.

Или взять сметану и творог. В РСФСР эти продукты по качеству подразделяются на два сорта (высший и первый), а в Украинской ССР, Молдавской ССР и Узбекской ССР сметана и творог на сорта не делятся и продаются по одной цене. В связи с тем что покупателю трудно отличить высший сорт сметаны от первого, тем более что содержание жира как в том, так и в другом сорте одинаковое (30%), нечестные работники торговой сети пользуются этим и продают сметану первого сорта по цене высшего сорта, а разницу присваивают.

Сложившаяся практика рассмотрения и утверждения розничных цен не всегда учитывает изменяющиеся условия производства и необходимость обеспечения нормальной рентабельности предприятия, не стимулирует снижение издержек производства, не оказывает должного влияния на увеличение производства товаров, нужных для населения. Нередко предприятие с отсталой технологией, плохой организацией производства ока-зывается в лучшем финансовом положении по сравнению с предприятием, где выше уровень производства и ниже себестоимость продукции.

Комитет партгосконтроля считает целесообразным поручить Госплану СССР и СНХ СССР совместно с Министерством финансов, Государственным комитетом по торговле и Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов подготовить и внести в ЦК КПСС и Совет Министров СССР конкретные предложения о коренном улучшении дела рассмотрения и утверждения розничных цен в стране, предусмотрев в них, в частности:

устранение неоправданной множественности розничных цен за счет их унификации, отмены деления на сорта отдельных товаров, по которым это не вызывается необходимостью, сокращения наименований однотипных товаров. Унификацию цен провести так, чтобы не допустить потерь как для государства, так и для населения. При этом предусмотреть меры, исключающие возможность ухудшения качества товаров.
В этой связи для усиления требований к промышленности по выпуску товаров надлежащего качества целесообразно, в необходимых случаях, сохранить посортные цены для расчетов торгующих организаций с промышленностью, как это делается сейчас, например, по тканям;

усиление централизованного руководства вопросами цен и координации работы по ценам, проводимой союзными республиками, областями и краями, сохранив при этом предоставленные им права; повышение роли Комиссии по ценам при Совете Министров СССР. Возможно, следует ввести в ее состав представителей от каждой союзной республики. Это будет способствовать лучшей взаимной информации и согласованности в решении вопросов о ценах;

укрепление аппарата, занимающегося ценами, и улучшение подготовки специалистов по ценам; издание Бюллетеня цен, что поможет устранить разнобой в ценах на одинаковые товары, утверждаемые в республиках;
широкое и повсеместное внедрение практики нанесения розничных цен непосредственно на изделиях при их изготовлении на производстве, а также хранение прейскурантов в торговой сети наравне с бланками строгой отчетности;

упорядочение дела разработки и утверждения стандартов и технических условий, усиление руководства этими важными вопросами со стороны Комитета стандартов, мер и измерительных приборов;
расширение сети контрольно-измерительных лабораторий, оснащенных современными приборами и аппаратурой, позволяющими работникам контрольных органов быстро определять качество и сортность продаваемых товаров и продуктов.

Для наведения должного порядка в разработке и утверждении розничных цен и устранении неоправданного множества их потребуется определенное время, может быть год или несколько больше. Работа эта, на наш взгляд, должна проводиться постепенно, по каждой группе товаров в отдельности, с привлечением специалистов соответствующих отраслей хозяйства, торговли и финансов. Мы отдаем себе отчет в том, что вопрос этот сложный, но решать его надо, ибо это даст возможность закрыть один из основных каналов, используемых жуликами для личной наживы, позволит поднять культуру торговли и улучшить качество производимых товаров.

Комитет просит рассмотреть этот вопрос.

А. Шелепин

Резолюция: «Разослать членам Президиума ЦК КПСС и кандидатам в члены Президиума ЦК КПСС + секретарям ЦК 28.IV. 63. В. Малин».

РГАНИ. Ф. 3. On. 16. Д. 273. Л. [15а], 16-21. Подлинник.
Tags: документ, как жЫть раньше, наблюдизм, цены, эффективная советская экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments