nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Categories:

Недовсеобуч

Из записки Н.С. Хрущева о системе народного образования в СССР в Президиум ЦК КПСС 5 июня 1958 года

Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обязательность семилетнего обучения, значительная часть молодежи не получает не только полного среднего образования, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за последние годы седьмой класс заканчивает, даже с учетом второгодников, примерно 80 процентов от числа детей, поступивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществили в жизни принцип обязательного семилетнего обучения.

Полных данных о количестве неграмотных и малограмотных до проведения новой переписи населения не имеется. Однако материалы пробной выборочной переписи населения, проведенной ЦСУ в августе 1957 года в 7 городах и районах СССР, показали, что в ряде районов имеется еще значительное количество неграмотного населения: из 735,9 тысячи человек городского населения в возрасте от 9 лет и старше — 49.700 человек, или 6,8%, назвали себя полностью неграмотными, т.е. не умеющими ни читать, ни писать на каком-либо языке; из 105,7 тысячи человек сельского населения в этом возрасте неграмотных оказалось 14.400 человек, или 13,6%. Особенно высоким является удельный вес неграмотных среди сельского населения в возрасте 9 лет и старше в Кайтагском районе Дагестанской АССР — 25,4%, в Болотнинском районе Новосибирской области — 21,2%.

Или взять такой факт: среди членов комсомола, по данным ЦК ВЛКСМ, насчитывается 3.057.485 человек (20 проц. членов организации), не имеющих семилетнего образования, кроме того, 24.329 (0,2 процента) малограмотных и не имеющих начального образования. А ведь все это молодежь, начинавшая обучение в школе после издания закона об обязательном начальном обучении.

До сих пор имеется большое количество молодежи, не имеющей не только семилетнего, но и начального образования среди юношей, подлежащих призыву в Советскую Армию. Ежегодно при приписке на воинский учет выявляются сотни тысяч юношей, не имеющих семилетнего образования, и даже десятки тысяч неграмотных и малограмотных.

Среди принятых на воинский учет юношей 1936 года рождения было 43 проц. не имеющих семилетнего образования, а 4,2 проц. — неграмотных и малограмотных. В 1956 году среди приписанных 1937 года рождения насчитывалось почти 37 проц. юношей, не получивших семилетнего образования, в том числе около 3 проц. неграмотных и малограмотных. Во время приписки молодежи 1938 года рождения (в 1957 году) было выявлено 34 проц. юношей, не имеющих семилетнего образования, в том числе почти 2 проц. неграмотных и малограмотных.

В последние годы также остается весьма значительным число учащихся, покинувших школы, и детей, не вовлеченных в школы. В 1954—55 учебном году более 1 млн 435 тыс. учащихся оставили школу, не завершив семилетнего и даже начального образования. В 1955—56 учебном году из 1—7 классов школ страны отсеялось свыше 1 млн 200 тыс. учащихся. В 1956—57 учебном году отсеялось более 900 тысяч учащихся и около 300 тысяч мальчиков и девочек не было вовлечено в первые-седьмые классы.

Наибольшее количество школьников выбывает из 5-7 классов. Так, из 3599 тысяч детей, начавших в 1954 году обучение в 5 классе, до 7 класса осенью 1956 года дошли только 2523 тысячи (включая второгодников). Особенно велик отсев учащихся 5-7 классов из школ Казахстана (10 проц.), Литвы (10 проц.), Таджикистана (7 проц.), Киргизии (10 проц.), Армении (7 проц.), а также ряда областей РСФСР, где число выбывающих превышает 9 процентова.

В результате ежегодного массового отсева учащихся из школ миллионы детей не получают семилетнего и даже начального образования.

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 12. Д. 387. Л. 27-49. Незаверенная копия.
Tags: СССР, документ, история, образование, цифры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments