nilsky (nilsky_nikolay) wrote,
nilsky
nilsky_nikolay

Из века в век...

Еще в худшем состоянии, и притом повсеместно, во всех 49 губерниях Европейской России, находится огромная сеть так называемых просёлочных, или сельских дорог, содержимых за счёт и силами владельцев земель и сельских обществ, через дачи которых дороги прилегают.

«Про русские дороги общественного пользования,- говорится в одном докладе по Рославльскому комитету Смоленской губернии, можно смело сказать, что никто их не устраивал и никто их почти и не содержит, а существуют они сами собой. История их возникновения очень не сложна. Когда-то в незапамятные времена, поехал мужичок полем по своей надобности и оставил след своих катков. По следу этому проехал второй, третий – и образовалась дорога».

Состояние этих дорог характеризуется в докладе по Козельскому комитету Калужской губернии следующим образом: «По Руси великой без конца, без края тянется дорога, узкая, кривая… имя той дороги – просёлок. Кто ездил этими просёлками, тот знает, что содержание этой дороги в Центральной России находится еще в первобытном состоянии: качества дороги зависят от местности и грунта, где пролегает дорога. Идет дорога высоким местом по твёрдому грунту – она проездна; опускается она в лощину или идет глинистым косогором – она тоже остается проездной, потому что фактически служит для движения – по ней ездят; но что это за проезд, знает хорошо всякий, кто ломал на ней экипажи, засекал лошадей или сидел весной по 2 часа в грязи, пока, наконец, усилиями целой артели вязнущих по пояс в грязи мужиков, не выводился с дороги на сухое место… бывали же случаи, где отдельные крестьянские повозки ночевали в такой грязи, калечили лошадей, ломали повозки, и хозяева сильно платились своим здоровьем».

О подобном же состоянии дорог сообщают, однако, не из одних центральных губерний: таковы просёлочные пути и на крайнем севере – в Архангельской губернии, и на юге – в Астраханской и Бессарабской губерниях, и на востоке, и даже на западе, где как, например, в Россиенском уезде Ковенской губернии, просёлочные дороги остаются непроездными почти 9 месяцев в году.

«Деревня наша тонет в грязи, разлучается от общения с человечеством в течение нескольких месяцев, так как нет дорог, по которым можно бы благополучно доехать до соседнего селения». Такие и подобные им выражения встречаются в трудах почти всех комитетов, касавшихся дорожных вопросов. Даже в трех Прибалтийских губерниях, славящихся своими дорогами, просёлочные пути, по сведениям многих комитетов, оказываются плохими.

Особенно непроездными являются дороги, пролегающие по лесным дачам, в том числе и казённым, в северных и северо-восточных губерниях. Затем, в некоторых, преимущественно западных, губерниях наиболее плохими просёлочными путями оказываются участки дороги в пределах местечек и селений.

Из: "Гужевые и водные пути", Спб, 1904

Tags: Российская Империя, дороги, история, экономика
Subscribe

  • Не понимаю

    Зачем "Яндекс" с упорством, достойным лучшего применения, регулярно портит то, что у него сделано более или менее удобно? Не понимаю...

  • "Яндекс.Век учись"

    Оказывается, есть слово "ферроэквинология". Так кто-то - честно говоря, не знаю кто, потому что встретил слово впервые, а значит, употребляют его…

  • Наивные люди...

    "Яндекс" убил поиск по блогам, убил яндекс-видео, убил яндекс-фотки... А сейчас этот же "Яндекс"-убийца предлагает мне какие-то яндекс-эфиры и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments